Насколько хорошо вы знаете английский или немецкий язык, закончив школу? Если ваши дети уже начали изучать иностранный язык в школе, какого уровня в изучении языка они смогут достичь, по вашим наблюдениям?
Давайте рассмотрим причины того, что мы не верим в то, что иностранный язык в школе можно выучить на достаточно высоком уровне.
1. Слишком много русского языка.
Учебники для средних классов составляются на иностранном языке, но учителя по-прежнему часто переходят на русский язык. Ученики делают это ещё чаще — в силу незнания и потому что на родном языке проще сказать. Даже к концу 11 класса редкие уроки проходят полностью на иностранном языке.
2. Изучаем правила и грамматику.
Изучению грамматики отводится слишком много времени в ущерб накоплению словарного запаса и развитию разговорной речи. Сами англичане часто шутят над тем, что иностранцы знают их грамматику гораздо лучше носителей.
3. Скудный словарный запас.
Хотя школьники и ведут тетради dictionary или vocabulary — для записи слов, и есть даже задание — придумать с этими новыми словами текст. Тем не менее в англоязычных песнях и сериалах, школьники черпают значительно больше нового, чем на уроках.
4. Нет разговорной практики.
Изначально прекрасная идея, разговор на заданную тему, — губится чуть ли не на корню. Вместо свободного рассказа ученик сочиняет текст, отвечающий на пять условных вопросов, заучивает его, а на уроке рассказывает наизусть, а то и по бумажке.
5. Никто не следит за произношением учеников.
К сожалению, на уроках можно говорить как хочешь или, точнее, как можешь. Главное — не путать слова. Зачастую учитель радуется тому, что хоть как-то ребенок что-то сказал, игнорируя произношение совсем.
6. Нет свободного общения.
Часто создается впечатление, что в школе учат английскому для чтения, а не для общения. И получается, что при встрече с носителем языка — мы его понимаем, но ответить не можем. Просто не находим слов, а те, которые находим, произносим не так. На уроках в школе редко напоминают о том, что личная беседа — не экзамен и не на оценку.
7. Неравномерное разделение учеников и учителей.
Бывает, что класс делится по уровням изучения языка с равными по силе учителями. Совсем другое — когда один учитель существенно слабее другого, сам читает только по учебнику и отрабатывает уроки по рабочим тетрадям. Зачем тогда такие уроки, если это можно сделать самостоятельно?
8. Темы изучения в школьных учебниках.
Школьный учебник, например, английского языка состоит из следующих тем: история Великобритании, Шекспир, театр, устройство Лондона, национальные символы, хобби. Конечно, изучать язык в отрыве от культуры невозможно. Но это настолько скучная и сухая информация, что кроме информативности другой функции у неё и нет.
9. Отсутствие творчества.
Творчество — это кино, музыка, театральные инсценировки, это всё, на что работает фантазия. Ведь можно поговорить о современном искусстве, попутно ненавязчиво изучить и грамматические правила.