Эти слова морского офицера Сергея Филатова из спектакля "Собрание сочинений" (театр "Современник") звучат сегодня как никогда актуально. При том, что сама пьеса была написана Евгением Гришковцом в 2020 году...
Вообще, не перестаю удивляться актуальности этого материала. Конечно, могу несколько ошибиться в точности цитат - увы, не нашла текста пьесы в интернете, а купить книжечку с ней в театральном киоске за 700 рублей - рука не поднялась. (Ну куда это дело годится?!). Но смысл передаю верно. Ещё слишком свежи впечатления от постановки.
О чём это?
А начиналось всё с немножко парадоксальной ситуации, в которую автор поместил своих героев. Правда, из анонса на сайте театра ничего такого особенного и не предвидится.
Я обычно перед очередным культпоходом читаю всё, что можно о предстоящем событии. (Морально готовлюсь). Вот это, в частности, обнаружила на сайте "Современника":
... Марина Сергеевна Филатова и её дети - Коля, Таня и Серёжа. Совсем взрослые, самостоятельные. У них всё схвачено и распланировано. И только один вечер, собравший их в родительском доме - том самом, где каждый уголок наполнен памятью, способен перевернуть мир с ног на голову. Вскрыть старые обиды, ютившиеся где-то в самом дальнем закоулке сознания, и заставить задуматься о том, кто ты и куда идёшь.
Ни о чём, в общем-то. О семейных проблемах?
Перелистала странички с актёрским составом.
Для меня главным было, что я увижу на сцене саму Марину Неёлову! Может быть - Никиту Ефремова, внука основателя театра Олега Ефремова и сына "сидельца" Михаила Ефремова (говорят, его уже "давно выпустили"!). Но - нет. Роль старшего сына семейства - Николая, перебравшегося в США и на американский манер "ставшего" ФилатоФФым, 19 июня играл Дмитрий Лысенков.
Итак, о сути. Полгода спустя по смерти мужа, с которым Марина Сергеевна прожила 40 лет, в основном, счастливо. Если не считать последнее десятилетие, когда его (кем был супруг - непонятно, но, видимо, - каким-то учёным или таким же, как супруга, преподом в вузе) "травили", а он напивался... Банально...
Но даже при этом ни одного плохого слова из уст женщины - ни в отношении мужа, ни в отношении его родных, а также своих детей, которые разлетелись из родного гнезда куда подальше, фактически оставившие мать одну-одинёшеньку, - мы не слышим. Она - интеллигентка с большой буквы. Преподаёт в вузе римское право)
Просто в какой-то момент Марина Сергеевна понимает, что она и сама вскоре умрёт в этой огромной элитной квартире, наполненной антикварной мебелью и заставленной книгами снизу до верху. Но ей умирать не хочется. А хочется жить. Новой, полной жизнью.
Дама в возрасте, она тем не менее решает переменить всё кардинально. Продаёт (скорее, по дешёвке, так так торговать не умеет) или раздаривает соседям, которые к ней никогда особой любви раньше не питали (а теперь считают саой лучшей, и понятно, почему), все вещи и мебель. Но поначалу освободилась от машины мужа. Чтоб ничто не напоминало о нём!
И под конец продала семейную квартиру и приобрела 90 квадратов в новостройке, где всё оборудует так, чтобы было,"как в японском кино" - мало мебели, много воздуха и большая гардеробная, где каждая кофточка висит на отдельной вешалке!
Освободившись от груза прошлого, Марина Сергеевна наконец зовёт троих своих занятых деток на церемонию прощания с квартирой, где они выросли. То есть ставит их перед фактом. Как всегда) И даже отчитывается о том, кому и сколько денег из них после купли-продажи перепадёт.
Они такие разные!
Старший сын Николай, чтобы не "торговать" родительскими связями и не пробиваться в жизни за счёт их авторитета, сбегает в Штаты. Правда, его мечтам о сытной жизни и карьере (американское чудо) сбыться не суждено. Он - водитель грузовика.
Прижимистый, расчётливый (с сумкой на поясе), он пытается уговорить мать отдать ему деньги, которые причитаются с продажи квартиры его младшим сестре и брату. Типа, у него они будут лучше, чем в банке)) Увы, манёвр не удался.
Хоть и русский по рождению, Николай где-то уже "почти американец". Например, во взглядах на коррупцию в России. Он откровенно не понимает, как Сергей, лейтенант ВМФ, может терпеть своего капитана, о котором отзывается весьма нелестно (типа - он вор и вообще "не очень хороший человек").
Но жаловаться, стучать начальству Филатов-младший не приучен. Он же присягу Родине давал! Да капитан скоро на повышение пойдёт, адмиралом станет (!), там и Сергею дорогу дадут. Ведь у него планы расписаны на 2-3 года вперёд. А пока - и офицерского общежития, и кубрика на двоих вполне достаточно!
Когда мать и сестра отправляются спать, братья садятся за стол и вместе выпивают. "Чтобы не было войны!", - предлагает тост Сергей (кстати, персонаж спорный, где-то даже глуповатый - может, потому что спортсмен?). И Николай, настроенный фактически "проамерикански", соглашается: "Чтобы не было войны". А потом начинает выпытывать у младшего брата: будет ли он стрелять, если прикажут?
- Если прикажут - да. Я же присягу давал! - ни минуты не сомневаясь говорит тот. - Но - только по военнослужащим.
- А если скажут - стрелять в мирное население?
Ответ - предсказуем. Он же присягу давал!
Во время их диалога зрители в зале переглядываются - такие параллели с тем, происходит в мире сейчас!..
Главное, Сергей уверен в непобедимости Российской армии и флота. Ведь у него на корабле "такие снаряды"! Так что переживать не стоит, успокаивает он брата: войны не будет:
- Мы, Россия, всех победим. Поэтому войны не будет!
Любопытный персонаж - сестра Татьяна. Выросла настоящая красотка. Такая вся Барби-Барби! Замужем за немцем, при этом живёт с ним и маленьким сыном в России. Братья интересуются, почему они не едут жить в Германию? Но внятного ответа не получают. И сами же потом добавляют: мол, понятно, ведь ФРГ - это страна НАТО.
Опять параллель...
Кстати, Марина Сергеевна ни в какую не соглашается ехать в гости к сыну в Америку. Ей там не нравится) Да и дела у неё: летом поступила на курсы вождения (муж ей это запрещал!), собирается приобрести небольшую, дамскую, машину. А в сентябре у неё - вновь универ, новые студенты.
Всё новое!
Новая жизнь!
О книгах
Герои неоднократно по ходу пьесы рассуждают о Родине. Для Николая, который никогда "не скучает по берёзкам", Родина - это их квартира, их библиотека, наконец. И вот этого ничего не будет! Но когда мать предлагает ему взять библиотеку, которую собирали прадед, дед и они сами с мужем, с собой в Америку, он наотрез отказывается. Заморочек, оказывается, много. Ну, разве что возьмёт роман Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" ("недетская литература"), который отец запрещал ему читать, а так хотелось!
В итоге же не берёт ничего...
Главный вопрос - что делать с библиотекой? (продавать её - дело муторное, длительное!) - героиня Неёловой решает просто. Она предлагает все вообще книги вывезти на свалку! Парадокс? Может быть. Но героине Неёловой веришь. Она хочет уйти в новую жизнь не обременённой старыми вещами и воспоминаниями. Она что-то уже прочла, что-то зачитали до дырочек, выдранных страничек, отпечатков пальчиков её дети, что-то она уже не прочтёт никогда.
"И будут стоять на полках гробы..., - рассуждает героиня. - Не хочу!"
Вот каждому слову верю. Хотя, если, честно, библиотеку жалко! Я бы так поступить не смогла. Но - если рубить Гордиев узел - так рубить?..
Покупатель элитной квартиры - некто Виктор (Николай Клямчук), закоренелый преступник (у него перебит нос и сломан большой палец на левой руки - для "наглядности"), но успешный бизнесмен (раз купил такую квартиру в элитном доме-памятнике старины), - поражён обилием книг. Он на полке нашел Вергилия! Знает, кто это!
В общем, какие-то книги он - по совету риелтора Илоны (Алёна Бабенко), может, для дизайна оставит, Но основное вывезет. Часть - в "подшефные" детдома и школы, а также одному знакомому начальнику колонии... общего режима. У её обитателей - времени много. Пусть читают!
А остальное... - в ангар. До лучших времен. Прораб Виктора - Сурен (Гоша Токаев) - умиляет просьбой: можно взять кулинарную книгу? Ему бабушка её когда-то читала... 🤣
В общем, спектакль по пьесе Евгения Гришковца в "Современнике" заставляет о многом задуматься, многое пересмотреть и в своей жизни, и в своих взглядах...
Впрочем, как обычно у этого автора: через простые вещи сказать о главном, важном, касающемся каждого и всех в целом...