Найти в Дзене
Ольга Мордашова

Без диагноза

Что-то не так. Но что? Аутизм? Задержка? Алалия? Умственная отсталость? Нет, нет, нет... В завершение своего цикла статей о диагнозах, сопутствующих нарушениям речи, я хотела написать статью об умственной отсталости, чем она отличается, как выражается, что может к ней привести и тд, и тп... Хотела, но поняла, что обо всем этом писать не готова. Во-первых писано-переписано уже всеми кем только можно. Во-вторых, все же не мое это дело. Умственная отсталость, аутизм, шизофрения - пусть дифференциальную диагностику проводят психиатры. Я же напишу немного о другом. Есть ли умственная отсталость? Спрашивает мама пятилетнего, например, ребенка. Будет ли он нормальным - перевожу я для себя этот вопрос. Мне всегда нравилось работать с детьми, например, с синдромом Дауна, потому что в том возрасте, когда они приходят ко мне, мама много лет слышала это сочетание - умственная отсталость. Слышала, приняла, смирилась. Глядя на своего ребенка, поняла, что диагноз диагнозом, но вот он, не такой у

Что-то не так. Но что? Аутизм? Задержка? Алалия? Умственная отсталость? Нет, нет, нет...

В завершение своего цикла статей о диагнозах, сопутствующих нарушениям речи, я хотела написать статью об умственной отсталости, чем она отличается, как выражается, что может к ней привести и тд, и тп...

Хотела, но поняла, что обо всем этом писать не готова. Во-первых писано-переписано уже всеми кем только можно. Во-вторых, все же не мое это дело. Умственная отсталость, аутизм, шизофрения - пусть дифференциальную диагностику проводят психиатры. Я же напишу немного о другом.

Есть ли умственная отсталость? Спрашивает мама пятилетнего, например, ребенка. Будет ли он нормальным - перевожу я для себя этот вопрос. Мне всегда нравилось работать с детьми, например, с синдромом Дауна, потому что в том возрасте, когда они приходят ко мне, мама много лет слышала это сочетание - умственная отсталость. Слышала, приняла, смирилась. Глядя на своего ребенка, поняла, что диагноз диагнозом, но вот он, не такой уж и плохонький. А может и вообще все хорошо будет?

И на самом деле бывают из этих детей очень неплохо адаптированные самостоятельно живущие взрослые. И мы вместе с мамой надеемся именно на такой исход. То есть движение такое поступательное, вверх. От "ничего хорошего" и пропасти отчаяния - к надежде. И эта пропасть отчаяния - мне не досталась. Она была раньше, два-три года назад. Мне достается в общении с этой семьёй лишь надежда и работа. Как будет - не знаем. Скорее всего, не так, как у всех, и мы с этим смирились. Но точно лучше, чем сейчас. Будем работать. 

Не так с маленьким ребенком, у которого на лице не написано. Что-то не так. Но что? Аутизм? Задержка? Алалия? Умственная отсталость? Нет, нет, нет... Со всеми этими качелями от " ну вот, он же сейчас на площадке как все дети бегает, он же нормальный!!!" до "да всё понятно, ничего хорошего нас не ждёт" - родители приходят в том числе ко мне. И это самое тяжёлое. Скажите Тот. Самый. Диагноз. Единственно правильный. Говорящий о перспективах. Дающий, наконец, четкое понятие о прогнозе. Как бы я хотела сама эта знать. 

Даже когда ребенку пять лет, мы год занимаемся, а по-прежнему понимает считанные несколько слов - и тогда ещё хочется верить. Хотя, в общем, перспектива уже вырисовалась. Или нет? Ребенка, который был примерно таким же в те же пять, и уже совсем другим в восемь, я видела. Да, он такой был из ста - один. Но видела же!!!

Поэтому что я вам, мама, скажу... Говорю всегда одно. Раньше семи лет ребенка лично я точно не готова обсуждать никакие тяжёлые, как чугунный крест, диагнозы. Маленькие дети бывают примерно одинаковы и любая, абсолютно любая причина может дать симптоматику того же аутизма и той же умственной отсталости.

Ребенок, с рождения росший в детском доме в три года стопроцентный аутист. А через год в семье - уже нет. Ребенок с тяжёлым соматическим заболеванием в стадии декомпенсации - бывает вполне себе умственно-отсталый. Удалось взять болезнь под контроль - уже нет.

Объяснить это очень просто - при воздействии неблагоприятных факторов страдает именно та функция, которая сейчас интенсивно формируется. С года до трёх лет ребенок активно учится понимать речь, взаимодействовать с социумом, осваивать его правила и нормы - и вот, он речь не понимает, не взаимодействует, не осваивает. Что формируется - то и страдает.

Вот вам и картина аутизма - нарушения поведения и взаимодействия с социумом. А по сути - нет, это не аутизм. Это страдание функции на этапе формирования. Вот когда формируются уже функции другие, а эта симптоматика осталась - вот тогда да, аутизм. И это не три года. В три - это говорит лишь о задержке развития. И нужно искать ее причину. Обязательно проводить коррекционную работу - но причину искать. Потому что, ещё раз, при разных причинах клиника, проявления одинаковые будут. Но если при истинном аутизме устранять нам нечего, то при других внешне идентичных проявлениях устранение причины может ребенка в развитии толкнуть вперёд.

Поэтому я за всестороннее обследование ребенка. Слух, мозг, метаболизм, генетика, соматика. Коррекционную работу - сразу, без уточнения диагноза. Не всегда это возможно. Точнее, если ребенок маленький, считаю что всегда невозможно. И параллельно с коррекцией - обследование и лечение.

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Пообщаться с автором можно в Телеграме . Записаться на консультацию - на сайте .

Диагностический курс "Проблемы в развитии" - действительно летнее предложение.