Найти тему

Севастопольский вальс. Николай Трофимов.

Из интернета.
Из интернета.

Николай Николаевич Трофимов не мог стать никем, кроме, как актёром. И даже не стоит спорить. Почему такой вывод, в жизни всякое бывает, бывает, но только не в данном случае. Всё началось в актовом зале школы в приморском городе Севастополь. На сцене стоял ученик 4-го класса, пионер Коля Трофимов и в лицах рассказывал ...о вреде курения. Уточним, школьник представлял рассказ А. П. Чехова "О вреде табака".

Из интернета.
Из интернета.

Кто помнит содержание этого рассказа, тот представит всю комичность происходящего на сцене. Стоит маленький мальчик, в пионерском галстуке, 10-11 лет от роду, без смеха это воспринимать невозможно. По Чехову, в зале выступает старый мужчина, его задача убедить зал, что табак вреден, табак зло, монолог рассчитан на взрослую аудиторию, у юного актёра все получилось, зал смеялся до слёз. Не знаю, как старшая пионервожатая пропустила этот номер, но Коля стал очень популярен. Первый артистический опыт и с таким репертуаром, явно не прошёл для Николая Трофимова даром. Уже в те годы Николай был мастером импровизации, вряд ли, осознавая, это в столь юном возрасте. Зато это хорошо поняли учителя, когда он срывал им уроки. Бедные родители, они чаще других посещали школу и не для дружеских бесед с учителями. В старших классах Николай выступал на сцене Севастопольского ТЮЗа. У него была роль без слов, но его помнили дольше всех. Ни одного слова, но зато какой шикарный пендель от школьника получал актёр, сыгравший плантатора.

Из интернета. Перчихин со студентом Петром.
Из интернета. Перчихин со студентом Петром.

По окончании школы, Николай приехал из одного приморского города в другой. Вчерашний школьник приехал в Ленинград поступать в театральный институт, и поступил, Николай попал к очень сильному педагогу, Борису Вульфовичу Зону. На вступительных экзаменах он читал пушкинского "золотого петушка", с первой минуты импровизация, его врождённая помощница, сделала всё, чтобы педагог его запомнил. "Ки-ри-ку-ку! "У Зона была поразительная интуиция на одарённого человека и в Николае Трофимове, он не ошибся, как и в Наталье Теняковой, Алисе Френдлих, Зинаиде Шарко и многих других своих учениках. Один раз очень креативно получил студент Трофимов зачёт по актёрскому мастерству у педагога Зона. Студент перевоплотился в старушку и прошёл в кинотеатр без билета. Окончание института у Трофимова пришлось на лето 1941 года.

Из интернета.
Из интернета.

Молодой актёр в самом начале войны стал солистом ансамбля песни и пляски ВМФ СССР, И. Дунаевский сформировал ансамбль песни и пляски "Пять морей". Ещё перед войной актёр женился на актрисе Татьяне Глуховой. В блокаду горе пришло и в его семью, от голода умер его маленький сын Женя, 1941 года рождения. Ужас блокадной реальности родители не забудут никогда. Не имея возможности похоронить по-человечески им пришлось отдать тело сына шофёру, который вёз трупы на Пискаревское кладбище. Никогда супруги не вспоминали блокаду, слишком тяжелы воспоминания. Больше Николай Николаевич не станет отцом, он вырастит падчерицу, для неё он замечательный отец. Татьяна Григорьевна была с мужем до конца своих дней. Заботливая до того, что приносила Коле домашнюю еду в театр. Кто не пережил блокаду, этого не поймёт, тем более, что в театре есть буфет. Когда её не стало, это была вторая огромная трагедия для Николая Николаевича, он очень долго был безутешен. Второй женой и до самого конца, станет его поклонница, Марианна Иосифовна, у которой была своя дочь. Они обогреют и наполнят теплом жизнь актёра. Падчерица живёт в Италии, выйдя замуж за итальянца.

Из интернета.
Из интернета.

Два года, с 1944 года служил в таллиннском театре Балтийского флота ВМФ СССР. В 1946 году Николай Акимов, худрук Ленинградского театра комедии, пригласил актёра Трофимова в свой театр. Этому театру Николай Николаевич отдал 17 лет, на его сцене состоялась премьера первой большой и главной роли актёра, в спектакле, по произведению Лабиша, "Путешествие Перюшона". У Акимова он сыграл более 30-ти ролей. В 1963 году служил в театре Ленинского комсомола, но в 1964 году ушёл к Георгию Алексанровичу Товстоногову. У Товстоногова он прожил более 40 лет, именно прожил на сцене БДТ. БДТ, это "Театр Товстоногова" и вся его "бриллиантовая" труппа жила на сцене, а не играла. Трофимову посчастливилось создавать свои роли в "Золотой век" Товстоногова.

У Трофимова редкое, исключительное амплуа. Как легко запихнуть талант этого актёра в стандарт — комик, ему правда присвоено звание — уникальный. Николай Николаевич больше, стандарты на этом актёре разрушаются. Раньше бы про таких, как этот актёр, сказали бы — великий трагикомик.

Из интернета.
Из интернета.

На Трофимова надо было ходить постоянно. Какой он в "Мещанах"! Его Перчихин, торговец певчими птицами, вызывает у зрителя непередаваемую, по своему богатству, гамму чувств. То, что для актёра минус, слабо знать текст, в случае Трофимова, для зрителя уникальная возможность увидеть многогранность таланта. Николай Николаевич с возрастом забывал слова, уникальная импровизация спасала актёра, но рисунок спектакля изменялся, каждый раз это было откровение. Сергей Бондарчук никого кроме Трофимова в роли капитана Тушина. Лев Николаевич обязательно бы сказал, это мой Тушин. Только такие добрые глаза могли быть у капитана среди горя, крови, дыма и пламени. Трофимова невозможно забыть. Его ни в одной роли невозможно забыть. 24 судьбы были созданы и прожиты им в БДТ и очень много в телеспектаклях и кино.

Из интернета.
Из интернета.

Я был маленьким и мне объяснили, что не поздороваться со знакомым человеком неприлично. Я всегда с ним здоровался (мысленно), Ну, как же, я видел его по телевизору, например "Бриллиантовая рука", мой знакомый милиционер. Николай Николаевич, человек маленького роста (1.60 м), вёл всегда себя очень скромно и незаметно, хотя утопал в наших радостных взглядах, но мы, его соседи, никогда не мешали ему навязчивостью. Актёр долго болел, перенесённый инсульт постоянно напоминал о себе, понимая, что долго не проживёт, попросил на похоронах исполнить песню "Журавли". Желание актёра было исполнено. Николай Николаевич умер в 85 лет, в Александровской больнице, похоронен на Литераторских мостках.