Найти тему
Дмитрий Алтунин

Чек-лист по выживанию в кризис от сооснователя “Битрикс” Сергея Рыжикова

Чек-лист по выживанию в кризис от сооснователя “Битрикс” Сергея Рыжикова

Сергей Рыжиков, сооснователь “Битрикс”, поделился своими лайфхаками по выживанию в кризис на конференции «Битрикс.Labоратория», на которую мы с командой ездили в начале июня.

Вот основные тезисы:

Кризисы бывают разные: финансовый, топливный, продуктовый, ресурсный и т.д. Сейчас все они случились одновременно, и это надолго. В таких условиях выживает не сильнейший, а самый адаптивный. Проверьте себя и свою компанию по чек-листу:

📝Планирование

Долгосрочное прогнозирование сейчас затруднено, поэтому стратегию иметь важно, какой-то общий вектор движения. Но ещё важнее фокусироваться на текущем моменте, быстро ориентироваться здесь и сейчас и принимать тактические решения.

Доходы компаний, скорее всего, будут нерегулярными, поэтому начинаем сотрудничество с маленьких чеков, а затем постепенно наращиваем LTV клиентов.

🎎 Клиенты

Изучайте бизнес клиентов, чтобы понять, кто выживет и чем им можно помочь.

Выбирайте партнеров, которые в будущем потянут повышение цены.

Диверсифицируйте: лучше иметь много маленьких клиентов, чем одного гиганта.

💲 Оплата

Доработайте договоры: включите жесткие пункты про неуплату. Каждый этап сотрудничества закрывайте актом.

Оплата вперед и никаких возвратов до завершения проектов!

📢 Маркетинг и продажи

Контролируйте все входящие заявки, чтобы они не терялись.

Все внимание уделяйте перспективным клиентам, у которых есть ресурсы для выживания.

Пересмотрите портфель услуг: вы наверняка можете продавать что-то еще.

🧮 Контроль финансов

Бизнес должен окупаться, работать в минус сейчас нельзя.

Ежедневно контролируйте остатки на счетах.

Делайте ежемесячные отчеты по движению денежных средств.

Планируйте расходы на месяц. Эта цифра + 25% — ваш минимальный план продаж.

💰 Резервы

Имейте резервы на 2–6 месяцев работы в размере среднего месячного расхода.

🚴‍♀️ И последнее, но не менее важное: будьте открытыми.

Общайтесь с Клиентами , узнавайте их проблемы и с какими трудностями они сейчас сталкиваются.

Также многое сейчас зависит и от вашей команды, здоровье и энергия. Занимайтесь спортом, ограничивайте деструктив из СМИ и помните про свое предназначение. Только с таким настроем можно расти против падающего рынка. 💜