Персидский философ Омар Хайям жил во второй половине XI века, но многие его четверостишия-рубаи звучат актуально до сих пор. Например, те, которые он посвятил вину – источнику радости и утешения во все времена.
Омар Хайям родился в 1048 году. Его родной город Нишапур (территория современного Ирана) в те времена считался центром образования. Будущий поэт и философ был сведущ в естественных науках, математике, философии и даже считался блестящим врачевателем. Однако в историю он вошел скорее как врачеватель душ – некоторые его полные жизнелюбия стихи действительно оказывают терапевтическое действие.
Обращение к вину встречается во многих рубаях Хайяма. Несмотря на то, что философ жил в сердце исламского мира, выпить он, очевидно, любил вопреки законам шариата. В стихах вино для поэта стало ключевой метафорой будничных удовольствий и радостей.
Например, в этих строчках Хайям напоминает нам о скоротечности жизни и необходимости радоваться каждому дню. И, судя по всему, лучше всего делать это с бокалом.
«Вереницею дни-скороходы идут,
Друг за другом закаты, восходы идут.
Виночерпий! Не надо скорбеть о минувшем.
Дай скорее вина, ибо годы идут».
А следующие три четверостишия прямо призывают читателя утопить в вине тоску, что вторит словам другого поэта, считавшего, что в вине – истина.
«Унылых осеней прошел над нами ряд,
И нашей жизни дни развеял листопад.
Пей! Ведь сказал мудрец, что лишь вина дурманом
Мы можем одолеть тоски душевной яд».
«Как долго пленными нам быть в тюрьме мирской?
Кто сотню лет иль день велит нам жить с тоской?
Так лей вино в бокал, покуда сам не стал ты
Посудой глиняной в гончарной мастерской».
«На происки судьбы злокозненной не сетуй,
Не утопай в тоске, водой очей согретой!
И дни и ночи пей пурпурное вино,
Пока не вышел ты из круга жизни этой».
Тем не менее Хайям не всегда пишет о вине в контексте идеи о конечности мирского пути. Порой вино для него – лишь способ здесь и сейчас хорошенько развлечься. Иногда звучит очень по-пушкински!
«Жизнь короткую лучше прожить не молясь,
Жизнь короткую лучше прожить веселясь.
Лучше нет, чем среди этой груды развалин
Пить с красоткой вино, на траве развалясь!»
«Дай кувшин вина и чашу, о, любимая моя,
Сядем на лугу с тобою и на берегу ручья!
Небо множество красавиц, от начала бытия,
Превратило, друг мой, в чаши и в кувшины – знаю я».
Пить вино можно не только в минуты радости, но и когда на душе кошки скребут – это было прекрасно известно людям и в XI веке.
«Не для веселости я пью вино.
Не для распутства пить мне суждено.
Нет, все забыть! Меня, как сам ты видишь,
Пить заставляет это лишь одно».
Наконец, вино для Хайяма было метафорой самой жизни. Настоящей, яркой, со своей простой мудростью. В этих случаях оно служило антитезой сухим, оторванным от жизни знаниям, которые получаешь из книг, – их поэт сравнивал не с ароматным рубиновым напитком, а изюмом.
«Рабы застывших формул осмыслить жизнь хотят;
Их споры мертвечиной и плесенью разят.
Ты пей вино: оставь им незрелый виноград,
Оскомину суждений, сухой изюм цитат».
Конечно, когда читаешь эти стихи невольно задумываешься: как же восточный философ, богослов мог пить запрещенный напиток? А вот так, назло всем правилам.
«Хоть мудрый шариат и осудил вино,
Хоть терпкой горечью пропитано оно, –
Мне сладко с милой пить. Недаром говорится:
"Мы тянемся к тому, что нам запрещено"».
У Омара Хайяма есть и множество других, более сложных рубаев, к смыслу которых нужно продираться сквозь строки. Но тема удовольствия от вина звучит понятно для всех и всем знакома. Хоть выбор и качество вина сегодня не сравнятся с теми, что были во времена персидского философа, суть напитка осталась прежней даже спустя почти тысячу лет.
Какое у вас любимое четверостишие Омара Хайяма про вино?
#поэт #напитки #алкоголь #литература #хайям #омархайям #стихотворения #стихи #поэзия #вино