Появление указательного жеста является показателем нормального развития ребёнка. Сначала малыш указывает на близлежащие предметы, затем на более отдалённые. Появляется данный жест приблизительно к 9-13 месяцу жизни. Если в этот период ребенок не пытается привлечь внимание таким образом, то это может указывать на расстройства аутистического спектра (РАС) или отставание в развитии, задержке речи. К полутора годам жест должен сформироваться точно.
Почему важно стимулировать указательный жест у ребёнка?
Когда ребенок начал активно показывать пальцем на всё подряд, то начинайте поощрять его действия, вовлекайтесь с ним в этот процесс. Стимуляция указательного жеста у ребёнка – это первая ступень в развитии речи. Так вы будете постепенно формировать пассивный словарный запас, который со временем перейдет в активный.
Как стимулировать указательный жест?
- Больше общайтесь с ребёнком.
- Читайте вслух ребёнку. Это поможет пробудить интерес к окружающему миру. Когда малыш начнет указывать на картинки в книге, подражать звукам животных, объясняйте, что именно он перед собой видит.
- Откажитесь от сюсюканья, говорите четко и ясно.
- Развивайте мелкую моторику рук.
- Старайтесь, чтобы малыш чаще находился в компании уже говорящих сверстников.
- Чаще сами используйте указательный жест в общении с ребёнком.
- Если малыш не может копировать ваше действие, то осторожно сожмите его кулачок и указательным пальцем произвести нужное действие. Помощь должна быть ненавязчивой и непостоянной.
- Хвалите его, когда он начинает использовать этот жест.
- Создавайте условия при которых ребёнок попробует проявить инициативу в использовании этого жеста. Например, дайте ему выбор между какими-то игрушками, едой, одеждой, чтобы он указал на то, что ему нужно.
- Занятия не должны быть скучными и монотонными. Чем разнообразнее, ярче и живее будет коммуникация, тем больше полезного и приятного опыта получит малыш, тем вероятнее и эффективнее окажется прогресс.
Необходимо обратиться к психологу, если присутствуют несколько или все признаки:
- Если ребёнок старше 1.5 лет и у него нет указательного жеста, он не говорит, или говорит очень плохо.
- Он интересуется предметами, но при этом не пытается обратить ваше внимание на что-либо.
- Плохо понимает ваши команды и слова.
- Не дает адекватных эмоций (радость, смех, плач) в ответ на определенные действия.
- Не контактирует со сверстниками, взрослыми или родителями, либо делает это очень избирательно.
- Испытывает трудности с игрой различными предметами.
- У него частые и беспричинные истерики во время игры.
- Он нервничает и впадает в истерику в любой незнакомой обстановке или при контакте с незнакомыми объектами.
Хочу вас обрадовать! В июле у меня начинается онлайн курс по запуску речи у малышей. Для каких деток это актуально: для тех, кто мало говорит, у которых задержка развития речи, особенно если у малыша помимо проблем с речью есть еще несколько признаков из вышесказанных в этой статье. Записаться или узнать подробнее вы можете, написав мне в вотсап или телеграмм по номеру +79160559204.
Также вы можете записаться через сайт https://taplink.cc/children_psy