Выпуск еженедельной рубрики #РСОсАннойГаркушей. Анна Гаркуша — известный эксперт в области обращения с отходами и руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор».
Не встречала еще человека, который бы сказал, что он хочет, чтобы на планете образовывалось еще больше отходов. Все чаще слышу от читателей возгласы типа «Почему не введут многооборотную тару? Это было бы так удобно». Обычно такие высказывания сопровождаются отсылкой к опыту СССР.
Для введения многооборотной тары много препятствий, вернее задач, которые нужно решить. Они решаемы.
Первое препятствие – снижение объемов производства одноразовой тары со всеми вытекающими последствиями (снижение прибыли, сокращение рабочих мест в отрасли и т.п.). Неудивительно, что производители тары крайне против. Конечно, такой переход нужно планировать, в т.ч. в части создания новых рабочих мест. А они появятся, ведь оборотную тару нужно будет собирать, мыть, хранить, перезаполнять и т.д. Бизнесу на перепрофилирование тоже потребуется время.
Второе препятствие: инвестиции в производство перезаполняемой тары. Нынешняя бутылка максимально облегчена для экономии на всех стадиях производства, хранения и продажи продукта и не годится для перезаполнения с т.з. технических характеристик. С инвестициями, как вы понимаете, особенно для зарубежных компаний, крайне затруднительно.
Третье препятствие: многообразие форм и размеров тары. Каждому отдельному производителю нерентабельно собирать по всей стране свои бутылки (банки/контейнеры) и возвращать на заводы. Для введения многооборотной тары крайне важно, чтобы эта тара была универсальной для производителей. Т.е. для молока – одинаковая бутылка независимо, кто это молоко производит: «Данон», «Пепсико» или местный молокозавод в Вологодской области. Для лимонада или пива – то же самое. Творог и сметана – в одинаковых контейнерах. Как это будет выглядеть? Произвели творог и сметану в Псковской области, продали в Москве, собрали эти контейнеры в Москве же и направили на молочное производство в Москве. А в Псковской области собрали контейнеры из-под брянской сметаны (условно) и использовали для своего продукта.
Конечно, трудно сейчас представить, что все эти производители смогут отказаться от своей уникальности в дизайне упаковки. Но если правительство поставит цель перехода к определенному году на ХХ% оборотной тары для таких-то продуктов, то выхода не будет. Иначе не выжить.
И вот на этом этапе важно вспомнить про пуллинг. Пуллинг – это система предоставления производителям в пользование оборотной тары. Сегодня в России набирает обороты пуллинг транспортной тары (паллеты, поддоны), что позволяет как производителям, так и ритейлу снижать расходы по всей логистической цепочке. На рынке работают компании, которые берут на себя все заботы по сбору, транспортировке, очистке, хранению и ремонту/замене паллет. Это и новые рабочие места, и налоги, и сокращение образования отходов, т.к. использованная паллета не становится этим отходом.
Пора подумать о пуллинге потребительской тары: бутылок, флаконов, контейнеров, стаканов и т.п. Поставить цели, отвести время на переходный период, согласовать с бизнесом пошаговый план, предоставить меры поддержки. На это правительству трудно решиться, п.ч., как я уже упоминала, бизнес возражает. Поэтому так важно формировать и транслировать запрос общества на такой переход: обсуждать в соцсетях, изучать зарубежную практику, писать предложения производителям, выступать на публичных мероприятиях.
6