Найти в Дзене

Ловушки в общении, или как предупредить конфликт

Оглавление
Автор иллюстрации: Александра Родионова
Автор иллюстрации: Александра Родионова

Мы общаемся везде: дома, в школе, в институте, в транспорте, в магазине и т. д. Все сферы жизни и деятельности человека пронизаны общением. Но не всегда получается договориться, понять, услышать друг друга. Случаются обиды, разногласия, ссоры, конфликты.

О том, как предупредить конфликт и не ссориться, даёт советы декан факультета психологии ТвГУ, кандидат психологических наук И.А. Бариляк.

Конфликт представляет собой неприятное, но очень частое явление в нашей жизни. Все виды деятельности связаны с наличием разных интересов. Наиболее часто конфликт воспринимается как негативное событие, потому что от такого взаимодействия человек испытывает гамму отрицательных эмоций, переживаний, которые не могут не сказаться на его психоэмоциональном состоянии.

В процессе общения человек может в любой момент оказаться в эпицентре межличностного конфликта или стать свидетелем развивающейся конфликтной ситуации. И тогда ему необходимо что-то сделать, предпринять попытки по стабилизации общения, созданию благоприятной атмосферы, обеспечению конструктивного решения задач.

Конфликт представляет собой процесс взаимодействия, которое характеризуется несовпадением целей, интересов, мотивов и потребностей.

В учебной среде возникает огромное количество разнообразных проблем. Чаще всего они обусловливаются причинами психологического и социального характера.

Конфликт между преподавателем и студентом имеет свои отличительные особенности. Каждый субъект педагогического общения выполняет свою роль, и, таким образом, преподаватель и студент находятся на разных уровнях, позиции изначально неравные. И вот такая «асимметрия ролей» уже лежит в основе конфликтогенного фактора.

-2

Не менее важным фактором выступают возрастные особенности, различия в ценностях и взаимных ожиданиях, разный уровень преподавания, низкий уровень культуры общения и т. д. Безусловно, причин возникновения конфликтов очень много, причём причины могут быть обусловлены и идти как со стороны студентов, так и со стороны преподавателя.

Если рассматривать развитие конфликта со стороны преподавателя, то в качестве причин, лежащих в основе конфликтного взаимодействия, могут быть различия в ценностных ориентациях, несерьёзное отношение к занятиям, непрофессионализм преподавателя, различия во взаимных ожиданиях, бестактность в общении, личная неприязнь к студенту и прочее.

Со стороны студента, если он выступает источником конфликтного взаимодействия, могут быть следующие причины: отрицательное или несерьёзное отношение к учёбе, низкая мотивация к учебно-профессиональной деятельности, отсутствие интереса, бестактность в общении, расхождение оценки и самооценки, поведение на лекциях и практических занятиях, страх перед авторитетом некоторых преподавателей и т. д.

Позитивные или негативные результаты конфликтного взаимодействия зависят прежде всего от поведения самих участников. Зрелость личности во многом определяется её реакцией на то или иное воздействие, на проблемы в общении, а также умением конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Важно помнить, что человек легко, сам того не желая, может спровоцировать конфликт, попасть в так называемые «ловушки».

ЛОВУШКА № 1. «ЭМОЦИИ»

В общении, когда затрагиваются интересы личности, начинают нарастать эмоции. В эмоциональном возбуждении контролировать процесс общения очень сложно. Очень часто такое общение перерастает во взаимные упрёки, оскорбления, унижения, но не решение проблемы. Чтобы не попасть в данную ловушку, эмоции должны быть под контролем. От умения управлять своими эмоциями зависит, насколько будет велико эмоциональное удовлетворение собеседника от контакта с личностью. Важно вовремя осознать нелепость сложившегося положения, не дать конфликту перейти на эмоциональный уровень и, используя навыки бесконфликтного поведения, погасить его на ранней стадии.

ЛОВУШКА № 2. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНФЛИКТОГЕНОВ»

Нередкость, что в общении брошенная необдуманная реплика, фраза вызывают негативную реакцию у другого участника взаимодействия, тем самым толкая его к определённой защите, противоборству, легко переходящему в агрессивное поведение. Это так называемые конфликтогены, которые часто лежат в основе конфликтного взаимодействия. Формы проявления конфликтогенов весьма разнообразны: приказание, угрозы, критика, категоричные оценки, суждения, высказывания, навязывание своих советов, своей точки зрения, восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах, игнорирование партнёра по общению, перебивание собеседника, перекладывание ответственности на другого человека, подшучивание, обман или попытка обмана, наивные вопросы, ссылки на других при получении справедливого замечания, пререкания — вот лишь некоторые формы конфликтогенов, с которыми мы каждый день сталкиваемся, но порой даже не придаём значения тому, что они могут быть причинами конфликта.

Чтобы не попасть в данную ловушку, нужно помнить о двух важных правилах:

1. Не использовать конфликтогены.
2. Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

В любом взаимодействии конфликт может быть неизбежен, поэтому лучший способ разрешить конфликт — это вовремя его предупредить. Предупредить конфликт с преподавателем возможно, если соблюдать элементарные правила: общаться с преподавателем в спокойной, неагрессивной форме, соблюдая нормы и правила взаимодействия, посещать лекционные и практические занятия, не опаздывать, выполнять своевременно задания, правильно расставлять приоритеты (учёба или работа).

-3

Но если конфликт всё же состоялся, как себя вести? В такой ситуации важно правильно выбрать стратегию поведения. Каждая стратегия может быть эффективна в той или иной ситуации.

Выделяют 5 стратегий: избегание, приспособление, конфронтация, компромисс и сотрудничество.

Стратегия «Избегание»

Стратегия избегания проявляется в уходе от ситуации, нежелании вступать во взаимодействие с другим человеком. Это может быть обусловлено разными причинами: нет решения, нет ресурса, нет времени, психологически не готов и т. д. Если отмечаются следующие признаки поведения: игнорирование, молчание, демонстративное удаление, обиженный уход, — то здесь имеет место стратегия избегания. Уход от конфликта может быть разумной стратегией, если конфликт не затрагивает прямых интересов личности. Но если человек всегда прибегает к данной форме поведения, тогда его интересы не решаются, личность не овладевает способами решения конфликта.

Стратегия «Приспособление»

В случае применения данной стратегии личность отказывается от своей точки зрения, мнения, интересов и потребностей ради других и ради сохранения отношений. Это пассивная форма взаимодействия. Если для человека важным является сохранить гармонию в отношениях, то это лучший способ реагирования в конфликте. Но это может расцениваться как слабость личности, что может повлиять на имидж уступающей стороны.

В любом взаимодействии конфликт может быть неизбежен, поэтому лучший способ разрешить конфликт — это вовремя его предупредить

Стратегия «Конфронтация»

При данной стратегии личность стремится удовлетворить свои собственные интересы. Это активное и самостоятельное поведение. В такой ситуации подразумеваются любые попытки урегулировать конфликт, исходя из интересов одной стороны. Это своего рода борьба за власть. Признаки стратегии конфронтации: манера обижаться, требование послушания, стремление доказать свою правоту, поиск поддержки со стороны, требование о согласии другой стороны. Она может быть эффективной, если необходимо взять контроль в свои руки, чтобы быстро организовать и предотвратить ситуацию от нежелательных действий. Но эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты. Если личность желает совместно работать и мечтает о сотрудничестве, то стратегия конфронтации не лучший способ поведения в конфликте.

Стратегия «Компромисс»

В ситуации взаимодействия участники стоят на позиции урегулирования разногласий путём взаимных уступок. Здесь проявляется своего рода баланс интересов. Такая стратегия предполагает в равной мере активные и пассивные действия, договорные отношения по типу «ты — мне, я — тебе». Эффективность данной стратегии зависит от многих условий. Во-первых, необходимо принять быстрое решение при дефиците времени. Во-вторых, сохранить отношения и не обострить взаимодействие. В-третьих, субъекты взаимодействия понимают причины конфликта и могут предотвратить нежелательные последствия.

Стратегия «Сотрудничество»

При выборе данной стратегии участники взаимодействия ищут решение, где интересы личностей удовлетворялись бы как можно полнее. Это совместная работа, где каждый вносит свой вклад в решение проблемы. Стиль сотрудничества предпочитают те, кто считает, что конфликт является естественным явлением социальной жизни, когда нужно решить проблему без ущерба другой стороне. Таким образом, решается конфликт, находится выгодное решение для обеих сторон и укрепляются межличностные отношения.

Конфликт, как мы видим, может быть и позитивным, и негативным. Это зависит от того, как мы относимся к нему и как мы его будет разрешать. Таким образом, предупредить конфликт или разрешить его возможно, если придерживаться следующих рекомендаций: 

  • снижение личной раздражительности и враждебности в общении;
  • контроль за проявлениями ситуативной раздражительности;
  • фиксация предконфликтной ситуации;
  • перевод конфликтного общения с эмоционального уровня на интеллектуальный (на вопросы и реплики отвечать уверенно и спокойно);
  • поддержание балансаролей; недопущение грубости, бестактности в общении;
  • учёт психологического состояния партнёра;
  • проявление к собеседнику искреннего внимания и уважения;
  • выбор верной стратегии поведения в конфликте.