Найти в Дзене
Культфонд

Как строился Петербург Ч III: Адмиралтейство

Кораблик на шпиле Адмиралтейства — один из официальных символов Петербурга. Но появился он только в 1719 году: именно тогда над воротами установили металлический шпиль, увенчанный «яблоком и кораблём».

Первоначально же Адмиралтейство строилось как верфь, и строилось очень быстро. Заложили его в ноябре 1704 года, а уже в начале 1705 года на эллингах начали строить первые корабли. Первый спуск корабля на воду состоялся весной 1706 года.

-2

Первая перестройка Адмиралтейства случилась уже в 1711 году. Но действительно масштабные работы относятся к тридцатым годам XVIII века: именно тогда архитектор Иван Коробов — один из первых, посланных Петром I за границу для обучения — построил каменное здание. Коробов сохранил изначальный план, однако смог сделать новое Адмиралтейство величественным и монументальным — как и полагалось одному из главных зданий города.

-3

В центре, над воротами, возвели стройную центральную башню с позолоченным шпилем. На высоту 72 метров был вознесён кораблик-флюгер.

-4

Пространство у Адмиралтейства называлось лугом: здесь в 1740-х годах проходили военные учения, пасся скот. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний и ярмарок. Здесь устанавливались карусели, балаганы, катальные горки.

-5

Однако уже во второй половине XVIII века императрица Елизавета Петровна приказала замостить луг: весной и осенью он превращался в вязкое болото, а летом — в пыльную пустошь. Такое соседство рядом со строящимся Зимним дворцом было нежелательным. Однако полностью Адмиралтейский луг замостили только в последней четверти XVIII века.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. Позднее в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.

-6

Сохранился ли до наших дней тот самый кораблик, который установили на шпиле в 1719 году? Увы, нет. Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года: во время ремонта его заменили на новый, а оригинал был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля его сняли и заменили точной копией. Её мы и видим сегодня — а оригинал весом 65 килограммов и длиной почти два метра был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея.

Как строился Петербург Ч.I
Как строился Петербург Ч.II

#ПетербургПетра_культфонд #санкт-петербург #адмиралтейство #петр1 #адмиралтейскиеверфи

Источники фото: pastvu, s1rus.livejournal.com