Найти тему

"Монтаж в кино важнее всего" (с)

Уникальный мастер-класс «Эмоции в кино» провела 16 июня режиссер, сценарист и продюсер Мария Сергеенкова в рамках образовательного цикла онлайн-лекций «Мастера театра и кино».

«Монтаж в кино важнее всего, – убеждена Мария. – Фильм, по сути, рождается на монтажном столе. Это не относится только к авторскому, фестивальному кино, когда у режиссера получается все так, как он покадрово спланировал заранее. Но за 25 лет работы над 70 фильмами я такого не встречала». Она пояснила, что раньше роль монтажера была не такой заметной, но начиная с 80-х годов прошлого века ситуация изменилась. Известные режиссеры уровня Спилберга стали ограничиваться командами на съемочной площадке, а свои картины как итоговый продукт получали уже благодаря режиссеру монтажа («посерьезнело» даже название профессии).

«Режиссер монтажа должен знать драматургию, приемы операторской работы, темпоритм, понимать зрительское восприятие. Мы правим сценарий, помогаем делать раскадровку, первую сборку, из которой потом делаем кино. Первая сборка обычно длиннее на 30-90 минут, чем конечный фильм. Режиссер монтажа отсекает все лишнее, как Микеланджело от камня. У меня были фильмы, где я с помощью монтажа меняла даже жанр, главного героя – на второстепенного и наоборот», – рассказывает Мария Сергеенкова. При этом она отмечает, что монтаж – это все-таки сотворчество с режиссером, который остается главным дирижером процесса. Поэтому профессионал монтажа должен обладать важным качеством – терпением, чтобы вносить требуемые правки. Кроме того, бывает, что одну сцену драки в экшне, к примеру, приходится делать целых полгода.

-2

Почему же монтаж так сильно влияет на эмоции зрителей? Мария рассказала о магическом «эффекте Кулешова»: дело в том, что в зависимости от сопоставления кадров в кино можно менять наше восприятие, воздействовать на сознание. «Исследования человеческого мозга доказали, что сны и фантазии мы видим монтажно, поэтому хорошо смонтированное кино близко и понятно нашему внутреннему «я», – поясняет Сергеенкова. – Также ученые выяснили, что сны, фантазии, кино и чтение человек воспринимает как свой личный опыт, складывая их «в копилку» на случай того, как можно повести себя в той или иной ситуации (вплоть до встречи с Годзиллой, например). Мы ошибочно думаем, что зрителю нравится больше комедия, – а на самом деле драма. Потому что опыт переживания тяжелой ситуации, из которой показали выход, когда-нибудь может сохранить ему жизнь (так работает подсознание)».

Из-за способности манипулировать сознанием масс на режиссере монтажа лежит огромная ответственность: «Мы записываем увиденное в мозг нашему зрителю, он не может это «развидеть», – отмечает Мария. По ее словам, этим вовсю пользуются создатели рекламы, чтобы заставить человека купить тот или иной товар.

Гостья студии рассказала также, с чего нужно начинать осваивать профессию, какие приемы видеомонтажа будут скоро на пике популярности в TikTok и других приложениях, как изменилась целевая аудитория кинотеатров и меняется киноязык, существует ли идеальный с точки зрения монтажа фильм из сокровищницы мировых шедевров, есть ли будущее у виртуальной реальности и интерактивных шоу.

-3

Мария Сергеенкова – высококлассный специалист, режиссер монтажа с огромным творческим багажом, что доказывает множество наград: четыре премии Российской киноакадемии «Золотой орел», премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), призы Мумбайского и Венесуэльского международных фестивалей. Она работала над многими российскими блокбастерами и популярными сериалами, в числе которых – «Мистер Нокаут», «Батальонъ», «Мы из будущего», «Первые», «Ваша честь», «Сделано в СССР», «Империя под ударом», «Салют-7».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц