Найти в Дзене
draft

Смотришь и немного завидуешь родителям

Говорят, разница между поколениями отцов и детей непреодолима. Это не хорошо и не плохо — просто жизнь. Нам хочется, чтобы дети разделяли наши ценности. Чтобы им нравилось то же, что и нам. Конечно, это невозможно. Но есть какие-то базовые вещи — хорошие фильмы или музыка, которые стирают границу поколений. И становится понятно, что не такие уж мы и разные. Фильмы из сегодняшней подборки нравятся мне, моему сыну и его друзьям. «Курьер», «Мосфильм», 1986 год, режиссёр Карен Шахназаров — Это возрастное, не правда ли, Иван? — Да, конечно, возрастное. Мы перебесимся и будем такими же, как вы. Середина 80-х, закат эпохи... Пройдёт несколько лет, и жизнь героев фильма, а вместе с ними и всей страны, изменится бесповоротно. Что станет с главными героями Иваном и Катей? Как закрутят их 90-е? А пока, беззаботная юность, омрачаемая только необходимостью делать выборы взрослой жизни. Фильм о взрослении. Иван всё время задаётся вопросом, а надо ли вообще это делать, взрослеть? Ради чего? Чтобы чер
Фото из моего архива
Фото из моего архива

Говорят, разница между поколениями отцов и детей непреодолима. Это не хорошо и не плохо — просто жизнь. Нам хочется, чтобы дети разделяли наши ценности. Чтобы им нравилось то же, что и нам. Конечно, это невозможно. Но есть какие-то базовые вещи — хорошие фильмы или музыка, которые стирают границу поколений. И становится понятно, что не такие уж мы и разные.

Фильмы из сегодняшней подборки нравятся мне, моему сыну и его друзьям.

«Курьер», «Мосфильм», 1986 год, режиссёр Карен Шахназаров

Кадр из фильма "Курьер"
Кадр из фильма "Курьер"

— Это возрастное, не правда ли, Иван?

— Да, конечно, возрастное. Мы перебесимся и будем такими же, как вы.

Середина 80-х, закат эпохи... Пройдёт несколько лет, и жизнь героев фильма, а вместе с ними и всей страны, изменится бесповоротно. Что станет с главными героями Иваном и Катей? Как закрутят их 90-е?

А пока, беззаботная юность, омрачаемая только необходимостью делать выборы взрослой жизни. Фильм о взрослении. Иван всё время задаётся вопросом, а надо ли вообще это делать, взрослеть? Ради чего? Чтобы через двадцать лет стать такими же скучными «профессорами Кузнецовыми и Олегами Николаевичами, которым не нравится, что сын пьет молоко из банки»?

Ярослав: «Какое только поколение не называют потерянным, но в этом фильме очень хорошо передана именно потерянность этого самого поколения. Особенно впечатлила сцена застолья с Владимиром Меньшовым, где все кричат на Ивана: «Ну, объясни мне, чего ты хочешь? Что ты хочешь сделать в жизни? О чём мечтаешь?» И вот эта самая потерянность и в какой-то степени моральный релятивизм главного героя очень круто описаны. При этом с большой симпатией к Ивану с одной стороны, а с другой — авторы фильма его не оправдывают. В общем, очень современно фильм смотрится. Вполне могу представить Ивана своим приятелем.»

«Кин-дза-дза!», «Мосфильм», 1986 год, режиссёр Георгий Данелия

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!»
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!»

— Пацаки! Почему не в намордниках? Приказ господина ПЖ — всем пацакам надеть намордники. И радоваться.

Культовая антиутопия, снятая по сценарию Резо Габриадзе и Георгия Данелии.

В двух словах, фильм о том, как прораб дядя Вова и студент-скрипач Гедеван улетели на планету Плюк, что в галактике Кин-дза-дза. Улетели и вернулись обратно.

Александр: «Смотрел давно, лет в 16, осталось сильное ощущение тайны и интереса, почему же на планете Плюк всё происходит ровно так, как происходит. В итоге никто это и не объясняет. Думай, мол, сам. Забавно, что тогда я не понимал никакого сатирического подтекста. Ну и опять же, произвела впечатление музыка Гия Канчели, которая создаёт львиную часть этой жуткой и таинственной атмосферы планеты»

«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мосфильм», 1974 год, режиссёр Никита Михалков

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

— У всех, кто своих же братьев-бедняков грабит, у всех на башке рога вырастут.

Фильм по повести Никиты Михалкова и Эдуарда Володарского «Красное золото". Сюжет взят из небольшой заметки в «Комсомольской правде» о составе с золотом. Оно несколько раз переходило от одних бандитов к другим. А потом его отбили красноармейцы. Действие происходит сразу после окончания Гражданской войны.

Александр: «Я бы не сказал, что это какой-то высоколобый фильм, да и особенно важных тем он не поднимает. Но! Это вестерн в антураже Гражданской войны в России со всеми полагающимися вестерну погонями, ограблениями поездов, харизматичными героями. И, кажется, от одной идеи такого фильма можно прийти в восторг. Так тут ещё и исполнение на высшем уровне. Блестящий актёрский состав, дебют Никиты Михалкова в качестве режиссёра, незабываемый саундтрек Эдуарда Артемьева. Ну и какая-то душевность, которая пронизывает весь фильм. Одним словом, отличный блокбастер».

«Асса», «Мосфильм», 1987 год, режиссёр Сергей Соловьёв

— А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.

— И что там видно?

— Да так, нифига. Муть всякая.

Нуар эпохи 80-х, зимняя Ялта, сюрреалистичные картины из жизни криминальных авторитетов, цеховиков, их возлюбленных. Атмосферные интерьеры нонконформизма, музыкальный андеграунд… Ах, какие там, песни! Какие тексты! Какие культовые исполнители: БГ, Виктор Цой, Жанна Агузарова, Сергей Бугаев (Бананан).

Ярослав: «Асса» поразила меня своей хаотичностью. «Здравствуй мальчик Бананан, «Сон Бананана», ну и все песни БГ — всё передаёт настроение времени. Для меня этот фильм идёт в паре с «Курьером». Они оба про хаос и конфликт поколений. Но если «Курьер» добрый и спокойный, то «Асса» эпическая и культовая. Но это и минус фильма. Мне всегда казалось, что режиссёр слишком много всего сразу хочет сказать и показать. Но смотреть на всё это буйство эклектики эпохи перемен очень интересно. Смотришь и немного завидуешь родителям, для которых это необычное время – время их юности».

«Андрей Рублёв», «Мосфильм», 1966 год, режиссёр Андрей Тарковский

кадр из фильма "Андрей Рублёв"
кадр из фильма "Андрей Рублёв"

— В суть всякой вещи вникнешь, коли правдиво наречешь ее…

Что мы знаем о средневековой Руси? События десятилетней давности обрастают легендами. А тут несколько столетий прошло. Мифы Древней Греции кажутся более правдоподобными, нежели наша история.

Но дело здесь даже не в исторической достоверности. Посыл фильма в том, что искусство обладает великой преобразующей силой. Оно может и должно противостоять злу. Оно самостоятельный актор истории.

Как в шестидесятые, когда фильм вышел на экраны, так и сейчас, у него есть, как ярые поклонники, так и неистовые противники.

Ярослав: «Это мой самый любимый фильм в жизни. Учитывая, что любимая книга — «Братья Карамазовы», «Андрей Рублёв» — своеобразная её экранизация. Фильм про абсолютную красоту. Три часа чёрно-белого кино, где показано, как тяжело, как трудно, бедно, страшно было жить в то время. А в финале — десять минут нереально красивых икон в цвете под классическую музыку. Я для себя интерпретировал это так. Можно, как угодно, относится в наше время к религии, я сам не сильно верующий человек, но тогда Вера пронесла на себе красоту, несмотря на весь мрак средневековой действительности. Она тащила, тащила её сколько надо было и дотащила до лучших времён. И опять хочу сравнить картину с «Братьями Карамазовыми» – она так же целостна, как и роман. Показывает широту русской натуры со всеми хорошими и плохими сторонами. Фильм из тех, которые точно буду пересматривать».

Фото из моего архива
Фото из моего архива