Говорят, разница между поколениями отцов и детей непреодолима. Это не хорошо и не плохо — просто жизнь. Нам хочется, чтобы дети разделяли наши ценности. Чтобы им нравилось то же, что и нам. Конечно, это невозможно. Но есть какие-то базовые вещи — хорошие фильмы или музыка, которые стирают границу поколений. И становится понятно, что не такие уж мы и разные.
Фильмы из сегодняшней подборки нравятся мне, моему сыну и его друзьям.
«Курьер», «Мосфильм», 1986 год, режиссёр Карен Шахназаров
— Это возрастное, не правда ли, Иван?
— Да, конечно, возрастное. Мы перебесимся и будем такими же, как вы.
Середина 80-х, закат эпохи... Пройдёт несколько лет, и жизнь героев фильма, а вместе с ними и всей страны, изменится бесповоротно. Что станет с главными героями Иваном и Катей? Как закрутят их 90-е?
А пока, беззаботная юность, омрачаемая только необходимостью делать выборы взрослой жизни. Фильм о взрослении. Иван всё время задаётся вопросом, а надо ли вообще это делать, взрослеть? Ради чего? Чтобы через двадцать лет стать такими же скучными «профессорами Кузнецовыми и Олегами Николаевичами, которым не нравится, что сын пьет молоко из банки»?
Ярослав: «Какое только поколение не называют потерянным, но в этом фильме очень хорошо передана именно потерянность этого самого поколения. Особенно впечатлила сцена застолья с Владимиром Меньшовым, где все кричат на Ивана: «Ну, объясни мне, чего ты хочешь? Что ты хочешь сделать в жизни? О чём мечтаешь?» И вот эта самая потерянность и в какой-то степени моральный релятивизм главного героя очень круто описаны. При этом с большой симпатией к Ивану с одной стороны, а с другой — авторы фильма его не оправдывают. В общем, очень современно фильм смотрится. Вполне могу представить Ивана своим приятелем.»
«Кин-дза-дза!», «Мосфильм», 1986 год, режиссёр Георгий Данелия
— Пацаки! Почему не в намордниках? Приказ господина ПЖ — всем пацакам надеть намордники. И радоваться.
Культовая антиутопия, снятая по сценарию Резо Габриадзе и Георгия Данелии.
В двух словах, фильм о том, как прораб дядя Вова и студент-скрипач Гедеван улетели на планету Плюк, что в галактике Кин-дза-дза. Улетели и вернулись обратно.
Александр: «Смотрел давно, лет в 16, осталось сильное ощущение тайны и интереса, почему же на планете Плюк всё происходит ровно так, как происходит. В итоге никто это и не объясняет. Думай, мол, сам. Забавно, что тогда я не понимал никакого сатирического подтекста. Ну и опять же, произвела впечатление музыка Гия Канчели, которая создаёт львиную часть этой жуткой и таинственной атмосферы планеты»
«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мосфильм», 1974 год, режиссёр Никита Михалков
— У всех, кто своих же братьев-бедняков грабит, у всех на башке рога вырастут.
Фильм по повести Никиты Михалкова и Эдуарда Володарского «Красное золото". Сюжет взят из небольшой заметки в «Комсомольской правде» о составе с золотом. Оно несколько раз переходило от одних бандитов к другим. А потом его отбили красноармейцы. Действие происходит сразу после окончания Гражданской войны.
Александр: «Я бы не сказал, что это какой-то высоколобый фильм, да и особенно важных тем он не поднимает. Но! Это вестерн в антураже Гражданской войны в России со всеми полагающимися вестерну погонями, ограблениями поездов, харизматичными героями. И, кажется, от одной идеи такого фильма можно прийти в восторг. Так тут ещё и исполнение на высшем уровне. Блестящий актёрский состав, дебют Никиты Михалкова в качестве режиссёра, незабываемый саундтрек Эдуарда Артемьева. Ну и какая-то душевность, которая пронизывает весь фильм. Одним словом, отличный блокбастер».
«Асса», «Мосфильм», 1987 год, режиссёр Сергей Соловьёв
— А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.
— И что там видно?
— Да так, нифига. Муть всякая.
Нуар эпохи 80-х, зимняя Ялта, сюрреалистичные картины из жизни криминальных авторитетов, цеховиков, их возлюбленных. Атмосферные интерьеры нонконформизма, музыкальный андеграунд… Ах, какие там, песни! Какие тексты! Какие культовые исполнители: БГ, Виктор Цой, Жанна Агузарова, Сергей Бугаев (Бананан).
Ярослав: «Асса» поразила меня своей хаотичностью. «Здравствуй мальчик Бананан, «Сон Бананана», ну и все песни БГ — всё передаёт настроение времени. Для меня этот фильм идёт в паре с «Курьером». Они оба про хаос и конфликт поколений. Но если «Курьер» добрый и спокойный, то «Асса» эпическая и культовая. Но это и минус фильма. Мне всегда казалось, что режиссёр слишком много всего сразу хочет сказать и показать. Но смотреть на всё это буйство эклектики эпохи перемен очень интересно. Смотришь и немного завидуешь родителям, для которых это необычное время – время их юности».
«Андрей Рублёв», «Мосфильм», 1966 год, режиссёр Андрей Тарковский
— В суть всякой вещи вникнешь, коли правдиво наречешь ее…
Что мы знаем о средневековой Руси? События десятилетней давности обрастают легендами. А тут несколько столетий прошло. Мифы Древней Греции кажутся более правдоподобными, нежели наша история.
Но дело здесь даже не в исторической достоверности. Посыл фильма в том, что искусство обладает великой преобразующей силой. Оно может и должно противостоять злу. Оно — самостоятельный актор истории.
Как в шестидесятые, когда фильм вышел на экраны, так и сейчас, у него есть, как ярые поклонники, так и неистовые противники.
Ярослав: «Это мой самый любимый фильм в жизни. Учитывая, что любимая книга — «Братья Карамазовы», «Андрей Рублёв» — своеобразная её экранизация. Фильм про абсолютную красоту. Три часа чёрно-белого кино, где показано, как тяжело, как трудно, бедно, страшно было жить в то время. А в финале — десять минут нереально красивых икон в цвете под классическую музыку. Я для себя интерпретировал это так. Можно, как угодно, относится в наше время к религии, я сам не сильно верующий человек, но тогда Вера пронесла на себе красоту, несмотря на весь мрак средневековой действительности. Она тащила, тащила её сколько надо было и дотащила до лучших времён. И опять хочу сравнить картину с «Братьями Карамазовыми» – она так же целостна, как и роман. Показывает широту русской натуры со всеми хорошими и плохими сторонами. Фильм из тех, которые точно буду пересматривать».