Найти тему

Синдром эмоционального выгорания: методы диагностики

Оглавление

В прошлой статье мы разбирали диагностику синдрома эмоционального выгорания по Маслач. Свою книгу о СЭВ Кристина Маслач назвала “Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие”.

В этой статье мы познакомимся со второй методикой диагностики выгорания и разберем стадии развития синдрома, чтобы понять, как и за счет чего, от повышенной включенности учитель может прийти к безразличию.

Тест на диагностику уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко отталкивается от того, что СЭВ развивается постепенно, поэтому в нем выделяются три стадии: напряжение, резистенция и истощение. Он более длинный, в нем 84 вопроса. Давайте рассмотрим фазы развития СЭВ на его примере.

Фаза напряжения

Нервное или тревожное напряжение служит одновременно предвестником и запускающим механизмом в формировании эмоционального выгорания. Из-за постоянного стресса, переработок, регулярного общения, которое не всегда позитивно, начинает накапливаться раздражение, возможно даже отчаяние и чувство безысходности. Часто начинает действовать механизм “эмоционального переноса” — человек недоволен внешними факторами, но эту энергию направляет скорее на себя, что выражается в недовольстве собой как профессионалом.

Например, видит причины неуспеваемости некоторых учеников только в себе, исключая их долю ответственности в процессе. Или предполагает, что все “настоящие” учителя могут готовить и вести замечательные уроки при очень высокой нагрузке и только у него не получается.

Фаза напряжения
Фаза напряжения

Фаза резистенции

Вычленение этой фазы в самостоятельную несколько условно, ведь сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Человек осознанно или бессознательно стремится снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Но именно на этой стадии начинается формирование механизмов защиты от стресса, которые влияют на профессиональные обязанности.

Несомненный признак выгорания, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

Конечно, преподаватели не должны глубоко включаться во все сложности учеников, их родителей и коллег. Часто этот навык вырабатывается постепенно и даже служит признаком профессионализма, когда есть возможность эффективно помочь без излишнего включения эмоций. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование характеризуется тем, что у профессионала уже нет сил включаться на адекватном уровне во все ситуации, требующие этого. Поэтому, в рамках защиты от стресса, в некоторые он просто не включается, совсем.

Это не всегда можно объяснить логически, так как выбор включаться или не включаться может зависеть даже от настроения. Постепенно это перерастает в редукцию профессиональных обязанностей, которая проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Это может выражаться в адекватном отношении к приятным ученикам и полном игнорировании проблем и сложностей по каким-то причинам неприятных. Или учитель сконцентрировался на адекватном уровне ведения уроков, но игнорирует часть обязанностей, связанных с классным руководством, так как они требуют большего эмоционального включения.

Нередко на этом фоне возникает потребность к самооправданию. Не проявляя должного эмоционального отношения, человек защищает свою стратегию.

При этом могут звучать суждения: “это не тот случай, чтобы переживать”, “Вася Пупкин сам виноват”, “нечему тут сочувствовать”, “почему я должна за всех волноваться”. На этой стадии маятник как бы качается: если до этого преподавателю казалось, что от отвечает за ВСЕ, то сейчас наоборот он снимает с себя любую ответственность.

Постепенно сфера экономии эмоций расширяется и вот общаться не хочется уже даже с друзьями и близкими.

Фаза резистенции
Фаза резистенции

Фаза истощения

Фоново эта фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Приходит ощущение, что ты не в состоянии войти в чье-то положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации. Больше всего это связано с работой, но может распространятся и на другие сферы жизни.

В профессиональной деятельности почти ничего не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом «выгорания». Особенно это видно на контрасте с проявлениями в других сферах жизни или с тем, как человек вел себя раньше.

Люди в профессиональной деятельности начинают восприниматься как неодушевленный объект, с ними приходится что-то делать, их присутствие неприятно, а проблемы только тяготят. В сложных случаях даже мысль о них вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Фаза истощения
Фаза истощения

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита (то самое выгорание) самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами человека.

Если вам интересно, вы можете пройти тестирования на диагностику уровня эмоционального выгорания на этом сайте.

При самодиагностике опасно впасть в крайность и заранее ставить себя диагноз. Старайтесь быть объективными при ответах на вопросы теста и не сгущать краски. По возможности, проходите его относительно отдохнувшим, а не после сложного и эмоционально тяжелого дня. Помните, что синдром эмоционального выгорания считается сформировавшимся, только если наблюдаются проявления всех стадий. Если у вас есть отдельные признаки или симптомы, это еще не выгорание.

Есть еще один триггерный момент, который помогает понять, выгорели вы или нет.
Если вас волнует ваше состояние, если вы замечаете, что недостаточно вкладываетесь эмоционально, переживаете на этот счет и хотите это изменить, то это еще не выгорание, выгорание характеризует безразличие.

В следующих статьях мы обсудим, как избежать выгорания и какие мифы существуют вокруг него.

Автор: Лариса Ф. – методист Учи.Дома, психолог

#эмоциональноевыгорание #психология #онлайн-обучение #учи.дома