Я последний год училась в педагогическом колледже. Послали нас, двадцать шесть человек, в небольшую школу. На класс выходило по три практиканта, а в 4 «А» и 4 «Б» почему-то было всего по двое.
Та школа находилась в курдском районе Казахстана, и учились там преимущественно курды. В моём 4 «Б» было аж два иностранца: русский мальчик и турок. Местных среди практикантов оказалось большинство, поэтому девушки-казашки и особенно русские вызывали большой интерес у населения. Темпераментный народ.
В идеале каждый студент должен был провести сто двадцать уроков и хотя бы одно открытое мероприятие. В реальности нам такой объём не светил, но уроки мы вели. Моя сокурсница Пакизар взяла русский язык и чтение, а мне достались математика и познание мира.
Я таких детей больше не встречала. Без малого шесть лет прошло, уже и имена не всех учеников помню, но характер каждого опишу хоть сейчас.
Нина Александровна, а вы по национальности казашка?
Я чуть мел не выронила.
Нет, - говорю, - русская.
Да? - девчонки явно разочарованы. - А так на казашку похожи!
До сих пор интересно, чем.
Сокурсница приболела, дети интересуются:
А где Партизан Сабриевна?
Пакизар Сабриевна болеет, - поправляю я.
А я так и сказал, - удивляется один мальчик. - Партизан Сабриевна.
Пришлось срочно учить детей имени-отчеству практикантки.
Они так искренне радовались моему незамысловатому реквизиту - цветным карточкам с заданиями, «письмам от Бабы- яги», сундучкам с вопросами. Апофеозом стали картонные гоночные машины, собственноручно нарисованные мной к теме «Скорость, время, расстояние». Каждый подходил и осторожно трогал модель пальчиком.
Сами рисовали? - уважительно спрашивали детки.
А с какими вопросами они подходили!
Вы замужем? - спрашивает Сабина.
Нет, - отвечаю.
А парень есть?
Тоже нет.
Тогда я вас познакомлю с моим братом, он очень просил.
Ещё не успеваю открыть рот, налетает Фатима:
Нина Александровна! У меня дяде двадцать два, он жениться хочет. Вы мне нужнее!
Застопорились на теме «Цена, количество, стоимость». Тема несложная, а вот не понимают дети, хоть тресни. Вроде доступно всё объясняю. Ну его, думаю, этот пример с посудой в магазине, им надо что-то из жизни, проще, чем расписные фарфоровые тарелки.
Ребята, печки у каждого в доме есть?
Радостный гомон в ответ.
Отлично! Асан, реши задачу. Машина угля стоит двадцать тысяч тенге...
Асан поправляет:
Нина Александровна, вы что! Тридцать шесть.
А мы двадцать восемь отдали! - радостно вопит кто-то.
Это от кузова зависит, - доносится из угла.
Хорошо, - соглашаюсь я, - пусть будет тридцать, согласны? Сколько стоят три таких машины угля?
Девяносто, - довольно отвечает Асан.
А пять таких машин?
Сто пятьдесят.
Расписала эту задачку на доске, ещё две подобные решили. И дети потом щёлкали их как орешки.
...Учительница курдского языка попросила помочь с мероприятием - нарисовать тридцать эмблем с надписями по-курдски. Пятнадцать для команды «Звезда», пятнадцать - для команды «Радуга». Два дня я добросовестно трудилась, но эмблемки с рисунками и надписями изготовила на совесть.
Прихожу в школу, во дворе меня окружают мои дети, причём только мальчики. И с оскорблённым видом спрашивают:
- Нина Александровна, вас вчера после уроков какой- то турок искал. Длинный такой, рыжий, на белой машине. Это кто?
Вот так допрос! Успокоила, что он мне не парень, и познакомила с «длинным турком», а заодно и с «маленькой блондинкой» - практикантами из параллельного класса.
Я часто ходила со своими детьми в спортзал для поддержки боевого духа, особенно на спаренные уроки с «ашниками». Вместе со мной - Исмаил со Светкой, те самые «длинный турок» и «маленькая блондинка».
Их двое, я одна, поэтому они, конечно, громче болеют за своих. Обидно.
Подбегает Рустем:
- Ну постарайтесь кричать громче, нам победа нужна!
Если всё зависит только от меня - всегда пожалуйста. Я так орала и топала ногами, что заглушила не только сокурсников, но и физрука.
После четырёх-пяти уроков я всегда уходила домой, потом уже маршрутки не работали (мой 4 «Б» учился с обеда). Иду, задумалась. Сзади подлетает мальчик из 4 «А», запыхавшись произносит:
Нина Александровна, Исмаил Байрамович зажигалку просит вернуть.
Было дело, отобрала, чтобы при детях не курил. Но вот так ребёнка вдогонку посылать - не дело.
Нет. Скажи ему: курить вредно.
Позвонила, отчитала, чтобы из детей посыльных не делал.
...Девочки приносили скакалки и соревновались друг с другом сначала в коридоре, потом, когда подсохло, на улице. Мальчики играли в лянгу. Девочки не раз предлагали мне попрыгать с ними за компанию, но я отказывалась.
Однажды моя любимая боевая Фируза протянула на большой перемене скакалку:
Нина Александровна, ну пожалуйста, попрыгайте, а?
Ага, щас, в узкой юбке по колено и на десятисантиметровых шпильках.
Нет, не буду.
Но от этих детей так просто не отвяжешься, они кого хочешь уговорят. Бегут девчонки из параллельного класса, тащат Светку.
Ну, кто кого перепрыгает - 4 «А» или 4 «Б»?
Значит, борюсь за честь класса. Тогда другое дело!
Размялись и поехали. Я шутя обыграла Светку. Но «ашники» не согласны:
У Светланы Васильевны каблуки длиннее.
Неправда! - кричат мои дети.
Но «ашники» упрямы:
А вот у Исмаила Байрамовича выиграть слабо?
Я смерила взглядом сокурсника: здоровый как лось, ростом ещё выше меня, а во мне 185, если на каблуках. Ну ничего, справлюсь, утешила я себя. Оказалось, мне не слабо, он сдался через три прыжка, я ликовала. Светку охватила обида:
Давай ещё раз.
А давай! - радостно отозвалась я.
Через семьдесят прыжков я начала задыхаться, а Светка прыгала как мячик. Но поддержка - великая вещь. Когда я услышала крики: «Нина Александровна, вы лучшая!» - воспрянула духом. Честь класса была спасена. Потом подошёл военрук и похвалил:
- Детей надо не только учить, но и играть с ними, это сближает.
И как он заметил? Наверное, за пирожками пошёл, а тут такое зрелище. Потом дети подводили к «ристалищу» учеников других классов и хвастались дырками от каблуков в земле, рассказывали:
-Ау нас тут было...
Светку 4 «А» слушался беспрекословно, хотя она ростом ненамного превосходила учеников.
Исмаила - никак.
Как-то раз Светка не приехала на практику. Сижу я на задней парте во время урока, пишу свои бумажки и вдруг слышу грозный рёв на весь корпус:
А ну, тиха-а!
Недоумённо переглядываюсь с учительницей. И опять:
Тиха-а, я сказал! Не понимаете, да? Сейчас я вас всех...
Что «сейчас», мы не услышали. Учительница отправила меня разузнать, в чём дело. Выхожу в коридор и понимаю, что в соседнем кабинете бедный практикант пытается вести урок математики. Математику он знает хорошо и подать умеет, но детям всё до лампочки. С грохотом приложив учебник о стол, бедняга выскочил в коридор.
Совсем Светка распустила класс! Вот придёт, я ей по шее настучу.
Срывающимся голосом пожаловался, что учителя нет, а у него «нервы уже ни к чёрту с этими детьми». Отдышался и снова пошёл сеять разумное, доброе, вечное. До звонка он продержался. Сейчас, кстати, учителем работает.
И не перескажешь всего, что было на практике. Но никто не скучал. Учителя положительно оценили нашу работу и написали отличнейшие отзывы. А что ещё нужно для счастья в двадцать лет?