Найти в Дзене
Kinoryba

Magma – Udu Wudu (1976)

Англо-американский прогрессив-рок кажется милыми, простенькими и мелодичными детскими песенками по сравнению с тем, что делает французская Magma и множество ее последователей. Музыка эта называется «дзель» - о термине я узнал много позже, уже слушая этот «дзель» лет пятнадцать. И не знал, что это дзель. Но сама музыка очень нравится. Больше всего дзель ассоциируется у меня с романом Дэна Симмонса «Террор» - о полярных экспедициях, затертых льдами кораблях и мистических чудовищах, живущих в ледяных пещерах. Под черным небом и над бездонными глубинами мертвого, застывшего океана. Несколько предыдущих альбомов Магмы написаны несколько в другом ключе – с упором на хоры и сольный вокал – и все это настолько адское, что нужно специальное настроение для прослушивания. Такое настроение бывает у всех и у меня в том числе, поэтому я много лет порой слушаю Магму с большим удовольствием. Альбом Udu Wudu гораздо менее вокален, хотя пения в избыке – музыкальный стиль дзель предполагает почти оперное пение, уже упомянутые хоры, повторение вокальных фраз, вводящее в транс под жесткий монотонный или ломаный, но суровый быстрый ритм.

Веселенькое начало Udu Wudu с трубами, захватывающим треском и стуком перкуссии, фортепиано, пением таким, какое может раздаваться с пляжа под пальмами у теплого моря – только что в танец не пуститься, зажав в одной руке банан, в другой – девчонку в купальнике. Но во второй песне – Weidorje – уже начинается настоящий дзель. Торжественный запев – с повторением фраз и включается настоящий дзелевский бас. Это особенная штука – бас-гитара, сильно обработанная и являющаяся ведущим мелодическим и ритмическим инструментом, главным – рядом с ударными. Бас сразу же берет на сея функцию лидера и после торжественной вступительной части меняется ритм, барабаны включаются во всю мощь, и бас ведет по ровной, вымощенной льдом дороге дзеля Магмы. Маршевый ритм, неостановимая вязь баса, суровое пение викингов - или инопланетян – как угодно, появляется тонкая линия синтезатора – как полярное сияние над мертвыми ледяными торосами. И – постоянное движение. Движение мощной сущности, проламывающей льды. Чем дальше – тем страшнее. Голоса пришельцев в Troller Tanz (Ghost Dance) и их уродливый, темный танец – изломанные фигуры, противоестественные движения, но ритм остается жестким, непрерывным, бас словно смеется над танцующими троллями, которые взрываются чудовищными воплями и продолжают танцевать. Оперный вокал рассказывает на неизвестном землянам языке о том, что происходит – но это видно и без слов, музыка все ясно объясняет. Бас-гитара играет совершенно дикие пассажи с каким-то уже сверхзвуком. Но в Soleil d’Orc (Orc’ Sun) бас еще ближе, еще страшнее – квакающий, нереально ровный и с совершенно необычными, такими, как и танцы орков, изломанными, неестественными пассажами. При этом – механически-технично. Это музыка не с Земли. Здесь у нас такую не играют. Висящие в воздухе голоса, плавающий, вибрирующий звук синтезатора и – марш, марш, бесконечный марш ударных. Zombies (Ghost Dance) – холодные аккорды фортепиано – про бас – надо ли говорить – он ведет свою линию сквозь все композиции, связывает все инструменты и воющий синтезатор, и трансовые голоса под яростные удары барабанов и железа, все здесь выверено, все просчитано, это математическая музыка, причем законы математики здесь тоже не те, каким учат в ВУЗах – здесь совершенно другая математика, другая физика - описывающая даже не четыре и не пять, а куда больше измерений. Восемнадцатиминутная De Futuraокончательно или влюбляет в Магму, или навсегда отвращает. Хотя, последнее – вряд ли. Поскольку это – музыка. И от нее не отрываться. Погружение в другую реальность. Барабаны Кристиана Вандера ведут за собой – под синтезаторные полеты и черное кружево ревущего баса. Повторяющиеся вокальные фразы – обязательный прием в дзеле – работают как дирижер этого адского оркестра. Это не тяжелый рок и не тяжелый металл. Это каменный гость из космоса, высеченный из ледяных метеоритов и комет, отполированный до зеркального блеска и идеальной геометрической формы. Минимализм Райли и авангардный джаз Колтрейна, положенный на оперы Вагнера и сыгранный рок-группой – это очень неблизкая, но хоть какая-то параллель со знакомыми, земными вещами. Марш чудовищ, вышедших прямо из преисподней. Или – спустившихся с небес. Только это не ангелы, это совсем другие сущности. Вы думаете, это ужас? Нет. Ужас начнется чуть позже. После того, как ударные и бас останутся вдвоем и станут играть дуэт, постоянно увеличивая темп до совершенно невозможного. Вот тогда чудовища с марша перейдут на бег и за их спинами вырастет настоящий синтезаторный кошмар. Если речь заходит о научно-фантастической музыке и чем-то необычном в роке – лучше, чем Udu Wudu группы Magma не найти ничего.