Найти тему
Архивариус

От дерева к камню. Кирпичное дело в Петербурге (начало).

Петербург известен как «каменный город» с множеством гранитных набережных, парапетов, тротуаров, оснований зданий, мостов, скульптур и памятников, однако основной объем среди строительных материалов в городских строениях занимает не гранит и даже не известняк. За штукатуркой, лепниной, под мраморной и гранитной облицовкой стен и цоколей зданий, спрятан прозаичный и привычный строительный материал — красный обожженый кирпич, занимающий в сооружениях Петербурга означенную выше лидирующую роль и имеющий свою собственную историю.

Впрочем, с самого зарождения и становления города, кирпичные дома в Петербурге называли не иначе как «каменными», ведь формально, обожженый кирпич можно отнести к искусственному камню, поэтому прозвище свое Петербург получил и сохраняет вполне заслуженно.

1700-е:

Первые упоминания петербургских кирпичных заводов относятся к 1705 г. и связаны с нападением шведских отрядов на Ивановские пороги на Неве, где эти заводы располагались:

«...швецкие полки перешли через Неву и на порогах кирпичные заводы и что было строению пожгли.» — (ЦГАВМФ, ф. 177, № 47, л. 100.)

С 1706 года началось сооружение взамен дерево-земляных укреплений Петропавловской крепости кирпичных стен и бастионов (окончательно окончены ближе к 1730-му году):

Качедамов, "Набережные Невы"
Качедамов, "Набережные Невы"
Остатки первоначального земляного бастиона Петропавловской крепости внутри кирпичного "бастиона Меншикова". Археологические раскопки 2017 г.
Остатки первоначального земляного бастиона Петропавловской крепости внутри кирпичного "бастиона Меншикова". Археологические раскопки 2017 г.

Существует легенда о первом кирпичезаводчике, начавшем производство на своей мызе кирпича ещё при шведском владычестве, неком Столбенском посадском человеке, кирпич которого шел на строительство Петербурга ( Пыляев М.И, 1996)

В 1709-м году выходит указ Петра 1 «господам министрам, генералам и знатным дворянам строить каменные палаты», но до его исполнения еще пройдет время...

1710-е:

В 1710 г.  Петр издал указ «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне».

Большая часть этих заводов принадлежала Казне и находилась в ведении Канцелярии городовых дел. В этом году, согласно донесению Синявина (от 8 марта 1711 г.), на всех заводах было сделано подрядным способом 11 млн штук кирпича. Для последующих лет правительство определило размер ежегодного производства кирпича в 10 млн штук. Однако дело упиралось в топливо, так как в первые же годы существования заводов кирпичные подрядчики хищнически пожгли весь лес вблизи этих заводов и в дальнейшем пришлось подвозить топливо издалека, что представляло большие неудобства и обходилось дорого. В 1712 г. кирпичные подрядчики подали даже челобитную, чтобы их освободили от подряда 1713 г., так как они еще не выполнили подрядов 1711 и 1712 гг. вследствие непоставки «к обжиганию того кирпича дров от подрядчиков их».   Таким образом, выражаясь современным языком, субподрядчики тормозили работу основных подрядчиков.

-3

В том же 1710-м году, согласно «Описанию Санктпетербурга и Кроншлота... 1710-1711 гг», в ходе работ по замене земляных бастионов каменными, лишь «два бастиона к стороне Васильевского острова были совершенно окончены». Там же, автор «Описания» сообщает, что выше по Неве «находится несколько кирпичных заводов». Вероятно, поначалу, кирпич этих заводов шел в основном на приоритетные в то время военные объекты — куртины и бастионы Петропавловской крепости и Кронверк, поскольку в эти годы гражданских каменных строений не было и практически все сооружения нового города были выполнены из дерева.

Деревянный "Домик Петра 1", расскрашенный под кирпич.
Деревянный "Домик Петра 1", расскрашенный под кирпич.

Производством кирпича занималась не одна только Канцелярия городовых дел. Этому вопросу приходилось уделять большое внимание и другим учреждениям, выполнявшим крупные строительные работы: Адмиралтейству, Александро-Невскому монастырю и др.

В 1712-м году Сенат приговаривает «поставить листы» в губерниях (т.е. вывесить объявления) о вызове желающих взять подряд на поделку кирпича для Петербурга. С 1712 года только на казенных заводах работает свыше 1500 человек, однако правительство сталкивается с нехваткой квалифицированных кадров, восполняя их из солдат:

-5

Фортификационные стройки в Кронштадте и Шлиссельбурге потребовали существенного увеличения темпов строительства и производства строительных материалов: тысячи мастеровых людей с семьями и работных людей были принудительно переселены в Петербург для кирпичного производства, на заводах работали также арестанты, военнопленные и рекруты. Наконец, для привлечения в новую столицу свободных мастеров указом от 9  октября 1714  г. было запрещено строительство во всей России, кроме Петербурга:

«Понеже здесь каменное строение зело медленно строица, оттого что каменщиков и  прочих художников того дела достать трудно и за довольную цену, того ради запрещаетца во всем государстве на несколько лет (пока здесь удовольствуютца строением) всякое каменное строение, какого бы имени не было, под раззорением всего имения и ссылкою» (ПСЗ. Т. 5. № 2848).

-6

В этом же году, чуть ранее, вышел указ, обязавший все Российские губернии, строить на острове Котлин (Кронштадт) каменные дома, совокупно по 30 штук в год (вероятно, за счёт этих губерний). Сенат принял меры по обеспечению материалами и работными людьми.

В 1710-х  гг. устраиваются крупные казенные Ближние, Невские, Чернорецкие (поблизости от Александро-Невского монастыря), Тосненские, Шлиссельбургские и Петергофские кирпичные заводы. Кроме этого существовали небольшие заводы Лавры, а также заводы Новгородского архиерейского дома на Выборгской стороне.

Кроме казенных в петровское время появились и частные («партикулярные») заводы, устройство которых поощрялось выдачей необходимого участка земли.

-7

Заводы располагались вдоль водных путей выше Петербурга для более удобной доставки кирпича на лодках в город. Для обжига кирпича требовалось большое количество топлива: лес в  окрестностях заводов был уничтожен очень быстро, и дальнейшая доставка дров осуществлялась водным путем. Важнейшим фактором являлось наличие подходящей глины определенных сортов, красной или синей, и с наименьшим содержанием включений. Эти преимущества сочетались в районе нижнего течения рек Славянки и Ижоры к юго-востоку от Петербурга. В районе реки Ижоры мощность глин достигала 4 м, на ее правом берегу глины выходили на поверхность и образовывали горы, удобные к разработке. Уже с начала XVIII в. эта местность стала наиболее привлекательной для устройства кирпичных заводов.

Из описания Петербурга 1716-1717 гг видно что в это время продолжаются работы по выведению каменных (кирпичных) стен и бастионов Петропавловской крепости, причем «Карельская сторона (та, которая обращена к суше), полностью закончена», а внутри крепости ведется строительство каменного Петропавловского собора, «колокольня которого уже доведена до стропил». Дома приблеженных Петра, стоявшие на Петровской набережной, были еще деревянными, кроме каменного дома канцлера Г.И. Головкина, стоявшего на стрелке Петроградской стороны, в том месте, где от Невы отходит Большая Невка. Другие владельцы домов на Петровской набережной только еще собирались приступить к постройке каменных домов взамен деревянных:

«Дома все деревянные… Господа пока заготавливают материалы, чтобы потом перестроить свои деревянные дома в каменные»  — Булах А.Г., Абакумова Н. Б. «Каменное убранство центра Ленинграда».

Выстроены в кирпиче были Летний и Зимний дворцы, несколько каменных домов, принадлежащих знати и царской фамилии были на «Московской стороне» за Фонтанкой, а так же несколько «хороших каменных зданий» на Адмиралтейском острове, стоящих вдоль Красного канала у Марсова поля. На Васильевском острове в этот период построены в кирпиче были Меншиковский дворец и дом княжеского маршалка Соловьева. Многие каменные дома знати еще только собирались строиться. Таким образом, новая столица в 1716-1717 гг оставалась еще в основном деревянным городом.

План Санкт-Петербурга в 1717 году.
План Санкт-Петербурга в 1717 году.

Небольшое количество каменных зданий этого периода, хорошо соответствует оценке производительности кирпичных заводов, данной историком и и архивистом С.П. Лупповым (1957 г): общая производительность петербургских казенных и частных кирпичных заводов во втором десятилетии XVIII в.  — 15  миллионов штук в год, и исходя из сметных документов этого же времени, такого количества кирпичей должно было хватать всего на тридцать каменных зданий. Однако, если учесть что кирпич шел на строительство стен Петропавловской крепости, выкладывание печей в строениях и т.п., то зданий строилось меньше.

По-видимому, Канцелярия городовых дел систематически недовыполняла установленную для нее норму в 10—11 млн штук кирпича в год. Для поправления дела решено было все кирпичные заводы, подведомственные этой Канцелярии, сосредоточить в одних руках. 11 апреля 1719 г. по донесению князя Черкасского иноземец Тимофей Фонармус был назначен инспектором над кирпичными и черепичными заводами этой Канцелярии. В 1719 г. «за опозданием временем» (т. е. ввиду того, что прошло уже целых 4 месяца года) Фонармусу велено было изготовить лишь 7 млн штук кирпича и 1.5 млн штук черепицы, однако в дальнейшем (с 1720 г.) требовалось уже производить ежегодно черепицы 3 млн штук и кирпича 12 млн штук, в том числе:

-9

С 1716-го года, основному населению города, места под застройку отводились лишь на Васильевском острове, а в 1719-м году, поскольку застройка острова шла крайне медленно и неохотно, появилось распоряжение, обязывающее всех дворян и купцов строить на Васильевском острове каменные палаты в один или два этажа, в зависимости от их зажиточности.

В 1718-м году были введены размеры кирпича равные 28 х 14 х 7 см.

1720-е:

Луппов С. П. "История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века", 1957
Луппов С. П. "История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века", 1957

Из таблицы видно, что из розданных под каменное строительство 131 участка, начали строиться и построили дома 96, тогда как запланированные властями под раздачу остальные 352 участка остались на этот период времени бесхозными.

Стремясь возможно быстрее создать город на Васильевском острове, правительство Петра прибегало к чрезвычайным мерам. 5 марта 1723 г. было отдано распоряжение выслать в административном порядке в Петербург всех ослушников указов о застройке Васильевского острова. Взамен того, кто находился в дальней отлучке, подлежали высылке его дети. В том же году для стимулирования скорейшей застройки Васильевского острова было запрещено строительство каменных домов на Адмиралтейской стороне (кроме домов по набережной Невы ниже Почтового двора). Для достижения этой же цели правительство пыталось использовать известный указ от 9 октября 1714 г., запрещавший каменное строительство во всей России, кроме Петербурга. Всех ослушников этого указа, т. е. тех, кто, несмотря на запрещение, возводил каменные постройки в Москве и других городах, заставляли строить каменные дома на Васильевском острове, для чего их высылали в принудительном порядке в Петербург и не отпускали оттуда до конца строительства.

Саноцкий, "Кирпичное производство на р. Неве и ее притоках", 1904г
Саноцкий, "Кирпичное производство на р. Неве и ее притоках", 1904г

Петровский указ 1724 г. выявляет недостаток кирпича для строительства столицы, а также недобросовестность частных заводчиков:

«...надлежит умножать материалов, а наипаче кирпичу; того для объявить указ всем промышленникам с прикладыванием рук (т. е. с подписью – прим.), дабы они кирпича сколько возможно больше делали; а которые взяли здесь на кирпичные заводы из своей воли места (а по се время тех заводов не завели, а употребили те места только для сенных покосов и прочаго, а не для народной пользы), дабы всякой на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше; а буде того, кто не сделает, взять на том в казну за полмиллиона кирпичу деньгами…» (ПСЗ. Т. 7. № 4405).

Тем не менее эта мера не возымела действия, поскольку уже в 1727 г. новым указом поощрялись дополнительными участками даже те кирпичники, кто производил не меньше 300 тысяч кирпичей в год (ПСЗ. Т. 7. № 5116).

Кирпич первой половины 18-го века с реконструкции Меншикова дворца (на заднем плане) на ВО, апрель 2021
Кирпич первой половины 18-го века с реконструкции Меншикова дворца (на заднем плане) на ВО, апрель 2021
Л. Бакин, М.Попов «Кирпичная энциклопедия Санкт-Петербурга», 2021
Л. Бакин, М.Попов «Кирпичная энциклопедия Санкт-Петербурга», 2021

За скобками стоит отметить, что после выхода «Кирпичной энциклопедии...», в бывших казармах Павловского гренадерского полка было найдено еще одно набивное клеймо, расположенное на ложковой части кирпича, датируемое периодом ранее 1847 года:

Фото Владимира Смирнова, май 2021 г
Фото Владимира Смирнова, май 2021 г
-15

«Правительство заботилось и об экономном расходовании кирпича, который изготовлялся далеко не в достаточном количестве. Поэтому предписывалось при строительстве каменных зданий ставить два дома рядом, чтобы одна стена у них была общая.» —  Луппов С. П. "История строительства Петербурга..."

В 1726 г., т. е. через 7 лет после начала интенсивной застройки Васильевского острова, положение оставляло желать еще много лучшего, поскольку больше половины всех участков (967 из 1758) еще не было даже роздано под застройку, на розданных же участках закончено лишь 467 домов (26.5%), из которых более 75% составляли дома деревянные. Таким образом, план Петра был далек от завершения. Лишь на набережной Невы и поблизости от реки стояли законченные дома, в глубине же острова положение было гораздо хуже.

К 1725 г. состояние застройки изменилось по сравнению с 1717 г. не только на Васильевском острове, но и в других частях Петербурга. Указ от 22 октября 1723 г., запретивший строительство каменных зданий на Адмиралтейской стороне, делал исключение для домов, расположенных на набережной левого берега Невы. Именно здесь развернулось большое каменное строительство, а к  1725 г. все дома на нынешней Петровской набережной были уже каменными.

-16

Продолжение следует.

От дерева к камню. Кирпичное дело в Петербурге (начало).