Прошлой статьёй мы открыли целый цикл про патогенных простейших. Подросших и «прокачанных» бактерий, так и не дотянувших до многоклеточности. Нам от того не легче – часть из них кушают разумный белок с удовольствием. Правда, аккуратненько, стараются «за пределы не выходить». Паразиты, одним словом.
И есть среди них один, предпочитающий места интимные. И передающийся самым что ни на есть любовным способом. Да так, что занимает среди «срамных» болезней самую верхнюю строчку. 250 миллионов новых случаев в год по всему миру!
Итак, знакомьтесь – трихомонада. Что у нас там, под красивым нерусским именем?
Полное ФИО - Trichomonas vaginalis. Вторую часть, надеюсь, переводить не надо. Из пятидесяти видов трихомонад именно эта стала паразитом урогенитальной системы человека. Ещё две устроились в других местах: Т. Elongata (Tenax) - в кариозных зубах, T. Hominis – в толстом кишечнике.
Влагалищная трихомонада – зверь среди микроорганизмов достаточно крупный (от 5 до 40 микрометров). При остром процессе твари мельче и «злее», при хроническом – отъедаются и увеличиваются в размерах.
В ходе эволюции невидимая тварь выработала несколько механизмов защиты. Чтобы не попасть под каток хозяйского иммунитета. Во-первых, может повторять рельеф эпителиальной клетки. Прижалась и как бы замаскировалась – никого нет дома. Затем можно и между эпителиоцитами протиснуться – для этого выделяет специальные ферменты (амилазу, каталазу и даже хитиназу). И фибринопектин до кучи, приклеиваться ко всему вкусному.
Чтобы «впиться» наверняка в теле паразита есть даже свой «стержень» - аксостиль, с торчащей наружу острой иголкой – спикулой. Тюк – и намертво. Сама себе и молоток, и гвоздь. А жгутиками (аж пятью) можно для надёжности и «подсаморезиться». Растёт словарь неологизмов, ага.
А вот собственными энергостанциями –митохондриями – древний микроб так и не обзавёлся. Нанял специальные бактерии - работают бедолаги внутри, за кусок чёрствой глюкозы.
Ты эта, автор, завязывай со своей ботаникой! Давай лучше про как распознать, и какой таблеткой травануть. А то послезавтра командировка кончается, дома точно придушат. Сковородкой.
Эх, с кем приходится работать. Сейчас расскажу. Такие интересности про вакуоли из статьи выкидываю ради хайпа и роста подписчиков.
Тварь вне организма жить практически не может. Высушивание, температура выше 40С, солнечный свет или слабый мыльный раствор – моментально в море. В смысле - mori.
Всё вышеперечисленное в интимных играх как-то не очень используется, если только у самых затейников. Поэтому и выбрал паразит такой надёжный способ «путешествий» - половой. На крайний случай – влажные тёплые полотенца, сиденья унитазов, скамьи в бассейнах и саунах). Очень редко и при высокой контаминации паразита (то есть его очень много).
Итак, трихомонада попадает в половые пути при сексуальном контакте и перемещается в пути мочевые. Для любознательных школьников – это немного разное. Проникает в мочеиспускательный канал – уретру, где и пережидает на плоском эпителии часов 12-24. Передохнуть, освоиться и немножко размножиться. Уже в эти первые сутки возможны зуд и небольшое прозрачное отделяемое.
День второй, путешествие продолжается. С плоского эпителия пора перебираться на цилиндрический – более вкусный. А заодно и проникать в железы слизистой, вызывая их воспаление (аденит) .
У мужчин есть тихое и уютное местечко, идеально подходящее для спокойной и сытой жизни микроба – предстательная железа. Именно в ней многие пациенты (от 10 до 30%) могут длительно и бессимптомно «носить» трихоманады. Выше по уретре особо не поднимешься – сфинктер мешает, да и вкусных желез уже практически нет. Хотя в исключительных случаях и до мочевого пузыря может тварь допрыгнуть.
У женщины простаты нет (у настоящей, а не как сейчас кое-где принято). Зато есть обширные зоны, выстланные слизистыми, вплоть до шейки матки. Детали, пожалуй, опущу, во избежание всякого. Приличный, понимаешь, канал, для детей и вьюношества. Как «Культура» и «Карусель», только буквами и грустный. Так что, продолжим нашу печальную карусель.
Три-четыре недели, и воспаление стихает –защитные системы организма успешно пройдены. Можно спокойно сидеть на слизистых, активно кушать хозяйские клеточки (вплоть до эрозий слизистых) и размножаться.
Развивается клиническая картина трихомониаза. Прижился именно этот термин, трихомоноз и, тем более, трихомонадоз как-то самоликвидировались. Как демоны из «Иван Василича». Мы этого не отрицаем.
Проявления у мужчин и женщин схожи в следующем. Зуд и жжение при мочеиспускании – это признаки воспаления уретры. Относятся к дизурическим явлениям, будем вскорости разбирать, когда дойдём до почечной страницы. Выделения жёлто-серые, иногда даже пенистые (у мужчин, понятно, более скудные). Выдаёт трихомонаду и специфический запах , для других инфекций не свойственный. Уже «на глазок» можно отличить от другой урогенитальной заразы – гонореи. Она более «жёсткая», бактериальная – рези интенсивнее, выделения гнойные – больше к зелёному.
А дальше, в силу наших анатомических различий, симптомы будут отличаться. У мужчин в сторону простатита (боли в промежности, отдающие в прямую кишку) при серьёзных случаях – воспаления яичек (эпидидимит). У женщин – воспаление слизистых влагалища (вульвит, вагинит) и шейки матки (цервицит). Наиболее злая и шустрая трихомонада может добраться и до органов малого таза, в частности, до маточных труб (сальпингит). А это уже опасно – при хроническом, плохо пролеченном процессе может нарушиться их проходимость, вплоть до бесплодия.
Понятное дело, что сейчас для точного диагноза одних клинических проявлений маловато. Необходимо увидеть трихомонаду глазом. Иногда достаточно просто мазка или посева. В некоторых случаях понадобится и «иммунология». Методом ПЦР обнаруживают ДНК паразита, иммунофлуоресценцией – антигены и антитела. Так что, с диагностикой проблем нет, можно и к лечению переходить. Местное (а иногда в случае тех же эрозий оно необходимо) не трогаем, гинекологам и урологам виднее. Во всех смыслах. Опишем парой злых (сейчас узнаете почему) абзацев общее.
Антибиотики простейших не "берут". Каких провокаций не устраивай. Многие в курсе, что при той же гонерее есть такой метод – вызвать обострение, «раскрыть» микроб во всей красе, а затем и вдарить. Хочешь доксициклином, хочешь сумамедом. Вырастили бактериологов-антибиотикотерапевтов, понимаешь, на свою голову. Но для трихомониаза такие «провокационные способы» (острая пища, алкоголь, прогревание) не работают. Не поведётся древняя простейшая на ваши уловки.
Но, слава богу, есть класс проверенных препаратов, которые тварь и так достанут. Это разнообразные –нидазолы. Простейшая, нам на радость, чувствительности к ним так и не утратила. Хотя и съело человечество этой химии не одну тысячу тонн.
Самые известные из этих соединений – метронидазол (он же польский Трихопол, венгерский Клион или модный французский Флагил) и тинидазол (раньше был в ходу модный пфайзеровский Фазижин, сейчас среди разрешённых у нас его нет). Есть ещё пяток препаратов, более современных, углубляться не будем. Тем более, расписывать дозировки и курсы.
Есть чем с этой заразой справиться – и хорошо. Профессионалы назначат, под контролем и по нужным схемам.
А чой-то автырь зажал самое интересное?! Читал, понимаешь, читал всякую муть про жгутики-тычинки, а как до таблеток – так «не скажу». Дизлайк и отписка! Убью канал этой сволочи своим игнором и хейтом. Да ради бога.
Расписывать тут лечебные схемы не буду принципиально. Во-первых, это преступно во всех смыслах. Загонять инфекцию в хронические, стёртые формы, и отправлять носителей на поиски следующей порции приключений. То есть распространять. Нет уж – увольте.
Во-вторых – в виде моноинфекции трихомонада редко бродит одна. Например, с хламидиями. А этот зверь даже бактерией можно назвать с трудом – живёт только в клетке хозяина, раньше даже к вирусам относили. Лечится совсем по-другому.
Кандидоз – грибковое поражение, терапия вообще из «другой оперы».
Микоплазмы и уреаплазмы – вообще загадочные «звери» без собственной клеточной стенки. То ли бактерии, то ли грибы (актиномицеты). Насколько они патогенны, и чем их «заструнить» - до конца не ясно. Лечат месяцами доверчивых пациентов, по ходу облегчая их кошелёк всякими обследованиями и препаратами. И пугая периодически невнятными анализами и картинками, чтобы не расслаблялись.
Да тот же гонококк, леченный-перелеченный, тоже меняется, мутирует.
А вы говорите – таблетку. Дело ответственное и сложное, зачастую длительное и не всегда успешное. Лучше позанудствую напоследок. Буквально тремя словами.
Лучшие средства от всего вышеперечисленного – Разборчивость. Постоянство. Презерватив.
P.S. Хотя, один из моих учителей, профессор-венеролог говорил: «Презерватив – сетка против сифилиса и стена против удовольствия». Желающие могут проверить это практике.
А на этом пока всё. Будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!