Я всегда считала, что принято отмечать годовщины рождения известного человека, приуроченные к круглой дате (100, 125, 150 лет и т. д.), поэтому меня зацепил цикл статей к десяти годовщинам смерти художника А. Н. Бенуа. Давайте разбираться, почему появились эти статьи? О чем они? И кто автор этих строк?
До недавнего времени газеты выполняли роль социальной сети. На их страницах размещали актуальные новости, интересные статьи об искусстве, науке и спорте, на их страницах даже можно было найти объявления о знакомстве.
Газеты читали все почти каждый день, а особо важные статьи вырезали и собирали в тематические подборки. Коллекция вырезок в домашнем архиве семьи Бенуа была обширной. Сначала «бумажный google» собирал Александр Николаевич Бенуа, затем подборки пополняли его дети, собирая заметки об отце.
В одной из таких подборок мне на глаза попалась приписка к заголовку статьи: «ко второй годовщине смерти художника А. Н. Бенуа», «к третьей годовщине...», «к 7-ой годовщине...», «к 9-ой...»... Этого достаточно было, чтобы разжечь исследовательский азарт. Сразу же посыпались вопросы: сколько таких статей было? О всех ли известных деятелях О. Кожевникова так часто писала? Кем вообще была эта женщина?
Покой был потерян и я отправилась в газетный фонд Российской национальной библиотеки.
Сколько статей?
Это был первый вопрос, который не давал мне покоя. Меня интересовали только статьи «на смерть поэта», поэтому просмотр парижской газеты «Русские новости» я начала с 1960 г., а закрытие издания в 1970 г. ограничило поиск 10-ю годами.
Практически в каждом выпуске «Русских новостей» можно было встретить заметку Ольги Кожевниковой. Так я узнала, что она вела колонку «На Парижской сцене», иногда писала о новинках литературы и кино совместно с другими авторами. И только она писала некрологи об известных деятелях искусств в эмиграции.
Но, несмотря на наличие большого числа статей к памятным датам, она ни разу не повторялась, ни разу за эти 10 лет не писала о ком-то дважды... только об Александре Бенуа.
Я насчитала 13 статей, делюсь списком, вдруг вам захочется со всеми познакомиться:
- Кожевникова О. Последняя ночь А. Бенуа // Русские новости.1960. 26 февраля. № 769. С. 5.
- Кожевникова О. Петербург Александра Бенуа (к 90-летию со дня рождения художника) // Русские новости. 1960. 13 мая. № 780. С. 7.
- Кожевникова О. Бенуа в Англии // Русские новости. 1961. 27 января. № 817. С. 2.
- Кожевникова О. Семейная хроника Бенуа (ко второй годовщине смерти Ал. Н. Бенуа) // Русские новости. 1962. 9 февраля. № 871. С. 6-7.
- Кожевникова О. Музыка в жизни А. Бенуа (к 3-й годовщине смерти) // Русские новости. 1963. 22 марта. № 925. С. 7.
- Кожевникова О. «Спящая красавица» Из мемуаров А. Н. Бенуа // Русские новости. 1964. 21 февраля. № 977. С. 6.
- Кожевникова О. Из воспоминаний А.Н. Бенуа // Русские новости. 1965. 12 февраля. № 1026. С. 2.
- Кожевникова О. Первая монография об Александре Бенуа (Марк Эткинд «Александр Бенуа», изд. «Искусство», Москва, 1965) // Русские новости. 1965. 19 ноября. № 1066. С. 4.
- Кожевникова О. Александр Бенуа – режиссер // «Русские новости». 1966. 4 марта. № 1081. С. 6.
- Кожевникова О. Александр Бенуа в Художественном театре (к седьмой годовщине смерти) // Русские новости. 1967. 10 февраля. № 1130. С. 6.
- Кожевникова О. «Павильон Армиды» (к восьмой годовщине смерти Александра Бенуа) // Русские новости. 1968. 1 марта. № 1184.С. 4.
- Кожевникова О. «Александр Бенуа размышляет…» (к 9ой годовщине смерти Александра Бенуа) // Русские новости. 1969. 31 января. № 1228. С. 4.
- Кожевникова О. Как ставили «Бориса Годунова» в Париже в 1908 г. (К десятилетию со дня кончины А. Н. Бенуа) // Русские новости. 1970. 6 февраля. № 1249. С. 6.
Чему были посвящены ее статьи?
Большинство статей Ольги Кожевниковой стали для меня разочарованием. Я ожидала личного рассказа о художнике, воспоминаний о встречах с ним, но она ограничивалась цитатами из интервью артистов и режиссеров, работавших с Александром Николаевичем и приведением больших фрагментов из воспоминаний художника.
Таким образом, часть статей (вы легко определите по названию) посвящены книгам об А. Н. Бенуа, вышедшим в 1960-х гг., часть — повторение знакомого нам текста мемуаров. Но есть в ее публикациях одно значимое достоинство — она постаралась рассказать о разном Александре Бенуа. В ее статьях он и меломан, и пейзажист, и режиссер и сценограф. Ей удалось привлечь внимание к наследию Александра Бенуа так, что захотелось взять его мемуары и прочитать от корки до корки.
Наиболее удачными, на мой взгляд, стали две статьи: «Александр Бенуа — режиссер» и «Александр Бенуа в Художественном театре». В этих заметках упоминаются не «Петрушка» и «Павильон Армиды», растиражированные балеты, о которых вспоминают сразу же, когда говорят о сценографии А. Н. Бенуа, а драматические спектакли, оформленные для Московского художественного театра («Мольеровский спектакль» и «Хозяйка гостиницы» 1913 – 1914) и Большого Драматического театра («Царевич Алексей» 1918, «Венецианский купец» 1920 и «Слуга двух господ» 1921). Ну и важным бонусом в этих статьях стали цитаты из воспоминаний артистов, критиков и постановщиков, дополнившие рассказ Александра Бенуа.
Советую так же не проходить мимо маленькой заметки «Бенуа в Англии», которая дарит нам скудные сведения об эмигрантских постановках Александра Бенуа 1950-х гг.
Кем была О. Кожевникова?
Ответить на этот вопрос оказалось очень непросто. Поиск по сети не выдал практически никакой информации об Ольге Кожевниковой, постоянно отсылая меня к современной актрисе. Лишь одна маленькая цитата соответствовала запросу и привела меня к сборнику «Россия-Италия: академический диалог XVIII–XXI веков», изданному под редакцией Михаила Григорьевича Талалая в этом году.
В статье Валерии Боттоне и Габриэле Маццителли упоминалось письмо Ольги Кожевниковой, в котором она просила известного слависта Этторе Ло Гатто помочь дочери Александра Бенуа. Эта маленькая зацепка стала началом раскручивания истории. Оказалось, что переписка Ло Гатто с разными лицами, хранящаяся в римском архиве, была опубликована исследователями в 2020 г. Там нашлось и наше письмо, а в сноске были указаны годы жизни и отчество нашей героини — Ольга Валентиновна Кожевникова (1897 – 1977). Авторы писали, что она была русской актрисой. Это по крайней мере объясняло большое количество статей о театре.
Дальше поиск пошел в двух направлениях.
Во-первых нужно было еще раз просмотреть ее публикации, нет ли в ее статьях отголосков ее жизни? Так на глаза попалось две заметки «Дом Правды» и «А. В. Кожевников». В первой статье приведены воспоминания девочки о русской революции 1905 г., о страхах ее бабушки и дедушки за внуков и дочь, вышедшую замуж за «революционера». Несмотря на то, что статья написана от третьего лица, я на 99,9% уверена, что эта девочка — наша Ольга, дочь Валентина Алексеевича Кожевникова (1867 – 1931). Он издавал в 1904 – 1906 гг. журнал «Правда», в котором публиковались статьи об искусстве, литературе и общественной жизни. Вторая заметка, вероятнее всего, посвящена ее брату, так как в статье «Дом Правды» упоминались братья девочки, но пока это только предположения.
Во-вторых, необходимо было обратиться к невероятно важному каталогу по русской эмиграции — книге «Незабытые могилы», где публиковались краткие сведения о человеке и перечень некрологов о нем в периодических изданиях. Так я узнала, что Ольга Валентиновна была журналисткой, а не актрисой, основала литературный кружок и вращалась в кругах деятелей искусств Парижа. Вероятно через Бориса Зайцева и знакомых Максима Горького она вошла в круг Александра Бенуа и поддерживала отношения с его семьей. Но это уже мои догадки, которые возможно подтвердятся в будущем...
Пока мы можем лишь порадоваться тем небольшим сведениям, оживившим безликие инициалы "О. К." на страницах старых газет.
© Светлана Мунжукова
#Бенуа #АРХИВНЫЕ ЗАМЕТКИ #ИСТОЧНИК