Найти тему
Pictura.school

Что такое "оммаж" в искусстве

Иногда работы какого-то художника настолько потрясают, что хочется сделать что-то похожее. Но слепо копировать нельзя. Это плагиат.

Что же делать? Как использовать то, что понравилось, в своём творчестве.

Для этого существует оммаж.

Это французское слово и означает оно «признательность». То есть в своих произведениях творец отдаёт дань уважения, восхищения и признания другому художнику, вдохновившему его на творчество.

Оммаж не подразумевает полное копирование. Автор на основе чьей-то идеи делает что-то своё в своём стиле.

Яркий пример оммажа – рисунки испанского художника Роя Лихтенштейна, который вдохновился работой Пабло Пикассо «Бык» и создал свою серию картин.

Серия картин Роя Лихтенштейна
Серия картин Роя Лихтенштейна
"Бык", Пабло Пикассо
"Бык", Пабло Пикассо

Разве это можно назвать плагиатом? Нет. Ни одна деталь не была скопирована. Однако сразу прослеживается, на кого ориентировался Рой.

Автор может повторить замысел, форму, стилистику, название, философскую концепцию произведения и это тоже будет оммажем.

Вот ещё один пример. Работа немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Он сделал оммаж на картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве». «Взял» главную героиню с холста и представил её скульптурой, разместив перед панно с другими участниками произведения.

Работа Стефана Балкенхола
Работа Стефана Балкенхола
"Завтрак на траве", Эдуард Мане
"Завтрак на траве", Эдуард Мане

Мы сразу угадаем что-то знакомое в этой инсталляции. Потому что где-то уже видели. В этом и нюанс оммажа.

А вы знали о таком понятии? Может, даже сталкивались. Как вы к этому относитесь?