Можно долго и упорно спорить, для кого делают мультики. Удел ли маленьких детей их просмотр или взрослым тоже это позволено - всегда открытый вопрос. Особенно ярко разгораются баталии в реалиях мультфильмов от Disney и их смежной студии Pixar. Причём как и в общем смысле, так и произведениях каждой из них между собой. Одно ясно наверняка - их работы, как в прошлом, так и сейчас, генерируют множество вопросов и мыслей вокруг себя. Причём мультфильмы от Disney порой вокруг себя собирают больше шума, чем полнометражное кино, которое они производят .Что скорее всего связанного с направленностью на разного зрителя (кажется мы только что решили этот вопрос?)
В любом случае: последние несколько лет упустил почти все исходящие релизы этих студий и наверстал, чем и делюсь.
«Turning Red» (2022)
Множество диснеевских персонажей уже превращались в разного сорта животных, а уж в медведей и подавно. Тут же косолапый несколько других тонов и оттенков, высвобожденный из лесополосы и поставленный в относительно совреме каменные джунгли, вымоченные в бесконечной любви к культуре Азии.
“Turning red”- огромной силы мультфильм. Он великолепно справляется со всеми сценарными особенностями, чутко чувствует ритм повествования и не теряет ни капли задора, при наличии довольно комплексной темы в сюжете.
Главной заслугой является, конечно, смешение двух анимационных культур: западной и азиатской.
Американская анимация тут - это убедительные переходы между сценами, часть юмора, диалоги между персонажами и их модели, а так же общая работа с цветом. От азиатской взяли по меньше, но на контрасте она выделяется очень сильно, но это и неплохо. Она выражена в редкой «ужимкости» некоторых эмоциональных реакций, развёрнутые безграничной красоты общие планы и прочие мелкие штрихи, в духе некоторых кадров, превращающихся в мангу.
В этой двойственности положена и часть сюжета. Как жонглировать двумя разными мирами, когда ты разорвана между друзьями, семьей и тебе всего 13 лет.
«Encanto»(2021)
Диснеевский мультфильм старой школы. Точнее, старой школы перемешанный с новой тактикой принятой студией где-то в районе мультфильма о Рапунцель и приумноженной в “Frozen”. А это значит песни разного качества, сказочного сорта сценарий и фарфоровые куклы в дизайне персонажей, кочующие от одного фильма к другому, за редкими исключениями.
«Encanto» так же преследует тему семьи, только в разрезе таланта. Но это все до финальных минут, где весь посыл« мы можем справиться сами как семья без магических сил» изничтожается.
В отличие от “The Mitchells vs The Machines”, соперника Дисней в прошедшем Оскаре, тут не удаётся донести эту тематику до нужной кондиции. При этом «Энканто» ушёл со статуэткой.
Мультфильм полнится интересными темами, но нещадно их по очереди отбрасывает и не возвращается к их обсуждению.
Балаган сценарный сдобрен довольно неплохими песнями, которые двигают сюжет вперёд и раскрывают важные детальки о персонажах. Тех деталей, которых в основном повествовании не касаются.
“Luca”(2021)
Теплейший летний бриз с тонкой ностальгией и наивностью.
Мультфильм соткан как ностальгическое одеяло, каждый лоскуточек которого четко понимает как ребёнок этого возраста ведёт себя в показаной ситуации. Когда из своей среды выходит в нечто незнакомое, неясное. Зрителю стоит лишь вспомнить, как он в своём собственном босоногом детстве был отправлен из уюта квартиры и грязи городских улиц в реалии бабушкиного участка, дачного посёлка или же на морское побережье и лагерные условия, в компании таких же ребятишек.
Вот именно таким настроением полнится этот мультфильм. Не только атмосферой, но и поведением персонажей: оно пропитано беззаботностью этого времени и ощутимым разделом двух этих состояний жизни. Когда ты, фактически, два разных человека и с легкой руки привираешь о тех вещах, что твои друзья в таком «далёком» крае и не увидят никогда, но с большим удовольствием, развесив уши, тебя выслушают.
Тут же легко вписывается и гиперопека родителей, мечтательность и понимание своей собственной идентичности, желаний.
“Raya and the Last Dragon”(2021)
Дисней тоже увязался за азиатской тематикой, но с другой стороны. Если «Turning Red» захватывает больше часть искусства из страны восходящего солнца, то Райя берет из другой стороны азиатского спектра и больше некий фольклорный ее аспект. Да, художественная часть тут тоже передана - ввиду того, что история здесь это приключение во всей его красе, то и заимствования тут соответсвующие. Пролеты камеры, резкие монтажные решения и крупные планы сражений сочетаются с плюющей на гравитацию акробатикой прямиком из понятно какого фильма Энга Ли. Сюжетно мультфильм следует основным китам приключенческого жанра, тихонечко заигрывая с известной проблематикой родительского воспитания и дружеских отношений разных их сторон.
Итог вышел интересным, но всю дорогу тяжело отпустить идею о местном дизайне и стилистике. Пусть всякая флора и фауна, фоны и прочие мелочи сделаны хорошо, красиво и со вкусом. Но из-за все того же подхода к дизайну персонажей, фильм состарится быстрее, чем того хотелось бы и ему и его зрителям.