Разберемся в вопросе: уплачивать или не уплачивать увеличенные ставки в отношении отдельных товаров, происходящих из США или товаров, которые недоказуемо могут происходить из другого государства?
Но, если документального подтверждения происхождения товаров предоставить невозможно (особенно в настоящее санкционное время), то как разобраться по какой ставке уплачивать ввозную таможенную пошлину?
Одна из функций таможенных органов России – это плановая собираемость таможенных платежей. Но есть тонкий вопрос, когда некоторые таможенные органы неправомерно их взимают.
Еще с 6 августа 2018 года Постановлением Правительства РФ от 06.07.2018 № 788 утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, происходящих из США и ввозимых в Россию, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В Приложении к Постановлению № 788 указаны (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2022 N 758) товары из 82, 84 и 87 групп по кодам Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. А ставки ввозной таможенной пошлины установлены в размере 25%, 30%, 35 % или 40% от таможенной стоимости, что гораздо выше, чем в Едином таможенном тарифе.
Таким образом, при ввозе на территорию РФ товаров указанных товарных групп, которые могут быть произведены в США и нет доказательств, что товары произведены в другом государстве, приходится уплачивать повышенную ставку ввозной таможенной пошлины, т.к. есть подозрения, что товар произведен в США. Хотя компания-поставщик, например, находится в стране Евросоюза.
Особенно это важно в настоящий не простой момент санкций, когда компания-поставщик не может предоставить сертификат происхождения товара. Это связано с тем, что для получения сертификата происхождения на партию товара в Торгово-промышленной палате (ТПП) в стране продавца необходимо представить сертификат происхождения из страны изготовления продукции. И только на его основании ТПП может выдать сертификат происхождения. Если поставщик запросит такой сертификат происхождения, то производителю будет понятно, что эта партия товара будет экспортирована из Евросоюза, так как для использования заготовок и даже для продажи внутри ЕС такой сертификат не требуется. А производитель активно борется с продажами в Россию и запрещает своим дилерам не только продажи в Россию, но и продажи вне Евросоюза.
Важный вопрос: необходимо ли происхождение таких товаров подтверждать сертификатом о происхождении или возможно подтвердить декларацией о происхождении товара?
Разберемся!
Согласно пункту 6 статьи 29 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) документом о происхождении товара равноправно является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
При подтверждении страны происхождения (не в установленных случаях предоставления преференций и льгот) в так называемых непреференциальных случаях подтверждения (как в случае нашего примера) происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (непреференциальные правила).
Непреференциальные правила установлены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49. Согласно пунктам 23 - 25 Решения № 49 сертификатом о происхождении товаров подтверждается страна происхождения товаров, если выявлены признаки того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными или в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара.
Согласно пункту 1 статьи 48 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года для защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора о ЕАЭС.
В соответствии со статьей 50 Договора о ЕАЭС Международным договором Союза с третьей стороной об установлении режима свободной торговли в целях устранения негативного воздействия импорта из этой третьей стороны на производителей государств-членов может быть предусмотрено право применения мер защиты внутреннего рынка на двусторонней основе, отличных от специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в том числе в отношении импорта сельскохозяйственных товаров. Решение о применении таких мер принимается ЕЭК.
Учитывая, что Постановление Правительства РФ от 06.07.2018 № 788 не относится к случаям, указанным в статьях 48 и 50 Договора о ЕАЭС, то, следовательно, обязанность подтверждать страну происхождения в нашем примере исключительно сертификатом о происхождении товара отсутствует.
Таким образом, на основании вышеизложенного, возможно использование декларации о происхождении в нашем примере.
Хочется напомнить, что декларация о происхождении товара, - это любой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара (пункт 23 Правил определения происхождения товаров (непреференциальные правила) Решения Совета Евразийской экономической комиссии № 49 от 13.07.2018).
Конечно, можно уплатить ввозную пошлину и в 40% от таможенной стоимости, но лучше знать свои права заранее, чтобы потом через судебные решения не ждать возврата переплаченных таможенных платежей.