В этом посте мы перемещаемся на Петроградскую сторону к площади Льва Толстого. Здесь нас интересует угловой дом по Большому проспекту, 96 и Каменноостровскому проспекту, 96.
Этот 6-ти этажный, бывший до революции доходным, дом был построен в 1911 году по заказу семейства Чубаковых.
Заголовок плана здания.
По традиции сначала мы осмотрим фасад дома, а уже после осмотрим парадную и заглянем в коммуналку.
Со стороны Каменноостровского проспекта располагается проездная арка во двор.
Помимо арочного проезда со стороны Каменноостровского устроены и оба парадных входа.
Входы парадных оформлены в виде порталов.
Вазоны с зажжённым огнём богини Весты украшают сверху парадные входы.
Первые два этажа рустованы шероховатой штукатуркой.
На нижнем этаже архитектор Вильгельм Иванович Ван-Дер-Гюхт спроектировал торговые помещения.
В угловой части здание проектом запланирован полукруглый ризалит, сверху увенчанный башенкой.
Осмотрим его. На уровне третьего этажа межоконное пространство оформлено антропоморфными скульпутрами.
На планах фасада они представлены частично.
С третьего по пятый этажи фасад оформлен шероховатой штукатуркой- цементной шубой.
Окна третьего этажа - полуциркульные, с замковым камнем в их верхней части, а под окнами - барельефной лентой.
Со стороны Каменноостровского проспекта скульптур расположено больше всего. Некоторые скульптуры поддерживают базы двухэтажных каннелированных полуколонн.
Скульптуры женщин, читай кариатид...
...и мужчин - атлантов, поддерживающих антаблементы - этакие несущие конструкции.
Общий вид на скульптурную группу.
Осмотрим уровень четвёртого и пятого этажей.
Оконные проёмы третьего этажа оформлены наличниками, а в подоконниках - кувшиноподобными балясинами.
Оконные проёмы на уровне пятого этажа формы неправильной арки. Они также оформлены наличниками и скромными замковыми камнями.
Некоторые окна-вроде балконы в нижней их части огорожены решётками. Сверху окон устроены барельефная ленты греческого меандра в виде морской волны.
Капители полуколонн декорированы листьями акантов.
На последнем шестом этаже оконные проёмы прямоугольной формы с самыми низкими потолками квартир.
Крышу венчает великолепная круглая башенка с флюгером.
Так она выглядит сейчас. В 2000 годах башенка сгорела и только спустя 10 лет, в 2010 году она была восстановлена.
Так здание выглядело до восстановления башни. А какой изящный щипец со стороны Каменноостровского проспекта.
Щипец на общем плане выглядел так.
Вид с одного из балконов последнего шестого этажа на бывшую Архиерейскую площадь, ныне площадь Льва Толстого.
Моя фото 2015 года.
Давайте заглянем в главную парадную, расположенную ближе к подземному переходу.
Здесь сохранился очень затяжной ремонт. Печь новодельная, конечно же декоративная.
Вид на входную дверь со стороны парадной.
Так меня запечатлела газета "Метро" в феврале 2019 года. Уже тогда я работал самозанятым. Я до сих пор честно плачу налоги со всех своих экскурсий.
В этой парадной сохранилась плитка-визитка, сообщающая что изготовленной плиткой завода Бергенгейм торгует потомственный почетный гражданин Аркадий Константинович Пурышев на набережной Фонтанки, 58.
Портрет Аркадия Константиновича Пурышева. К слову, в помещениях на набережной реки Фонтанки, 58 сегодня размещается детский сад.
Клеймо плитки Харьковского завода Бергенгейма.
Так выглядит клеймо.
Завод, на котором изготавливали напольную плитку.
Портрет Эдварда Эдвардовича Бергенгейма.
Осмотрев парадный вестибюль, поднимаемся на верхние этажи.
Вестибюль довольно светлый, благодаря трём широким оконным проёмам. Лестница комфортного шага. Её ступени широкие и низкие.
Часть дверных заполнений - оригинальные.
Некоторые квартиры превращены в офисы, а чем выше поднимаешься - коммунальные.
Почти во всех оконных проёмах сохранились наборные паечные витражи.
Довольно красивые, с живописью.
Лестничные ограждения - кованые.
В виде лавровых фестонов и венков.
Поднимемся на верхний, шестой этаж.
На потолке видны протечки. Оконные проёмы самые просторные из всех представленных.
В общем, осмотрев главную парадную, давайте изучим историю застройки.
На плане 1738 года интересующий нас район выглядел так. интересующий нас участок тот, где в кружке расположен дом буквой "П".
На плане 1753 года участок представлял собой луг. Странно.
Спустя 50 лет, в 1798 года на углу Большого проспекта с будущим Каменностровским видим несколько построек.
В 1809 году владелицей углового участка представлена Марья Петровна Врангель, являвшаяся супругой Карла Рейнгольдовича Врангеля.
В 1822 году владелец переменится. Им указан купец по фамилии Шляков.
Участок представлял собой довольно обширное владение.
В 1849 году всё тот же купец Шляков хозяйствовал этим обширным владением.
Так он указан в справочнике на 1849 год.
История владения участком стабильная. Вплоть до 1909 года семейство Шляковых будет единственным хозяином.
Обратите внимание, что на плане 1894 года на углу стоит небольшое здание.
Оказалось, что это одноэтажный киоск, с обеих сторон от которого размещались рекламные щиты.
Здесь щиты лучше видны. Что происходило на вероятно пустующей территории- неизвестно.
С 1910-го года у участка появятся новые владельцы.
Новые владельцы - Виктор Григорьевич и Ольга Михайловна Чубаковы.
В 1910 году в Санкт-Петербургскую Городскую Управу было подано ходатайство о постройке 6-ти этажного здания. Подпись на проекте отсутствует, но архитектором проекта указан Вильгельм Иванович Ван-дер-Гюхт.
Общий план здания. Вид сверху. В 1911 году поступит следующее ходатайство о надстройке здания со стороны двора мансардным этажом.
Облик дома на плане выглядит богаче, чем сейчас. Может быть в советское время декор фасада был упрощён. Визуализация фасада с Каменноостровского проспекта.
Вид фасада с Большого проспекта.
Чубаковы провладеют участком и новым домом на нём всего три года, с 1910 по 1913 годы.
С 1913 года и до самой революции дом находится во владении представителей потомственного дворянства - семейства Сувчинских.
В 1913 году Сувчинские представлены в следующем порядке. Пётр Евтихиевич - действительный статский советник, инженер путей сообщения.
Брат Петра Евтихиевича, Корнилий, служил депутатом Государственной Думы в 3 и 4 созывах, вплоть до самой революции.
В 1917 году Анна Ивановна указана вдовой.
Изучив история участка, перейдём к краткому осмотру одной из коммунальных квартир.
Располагается она на последнем шестом этаже. В общем, заходим!
Прихожая и парочка двустворчатых дверей, ведущих в комнаты.
Общий длинный коридор.
Велосипеды и чей-то портрет. Узнаёте кого?
В одной из комнат на потолке сохранился лепной декор.
Вид на потолок.
Идём дальше.
Коридорная системы была предназначены для прислуги.
Комнаты не очень просторные.
Но со множеством закутков.
Следующая комната. Ничего особенного.
Судя по потолочной лепнине комната поделена на две части.
А это кухня. В квартире живёт любитель портретов.
Обычная коммунальная кухня.
За небольшой дверцей устроена кладовка.
В квартире два туалеты. Это первый.
И второй, более приличный, уже если выбирать.
Комната в ризалите под самой башней поделена на отсеки -комнаты и вот часть потолочного декора, спрятанного за дощатым потолком.
Гляньте, какой картуш.
Вид из комнаты с балконом на Большой проспект.
Квартира последнего этажа - самая видовая.
Но шума и пыли здесь много, вероятно.
Что ж, кладём очередной бриллиант в шкатулку Петербурга и направляемся к изучению следующих.
Благодарю вас за внимание!
Друзья, если вы желаете поддержать мой канал, то я буду Вам очень признателен.
Для меня важен любой рубль. Мой номер телефона 89119293099 привязан к картам банков "Сбер", "Тинькоф" и "Альфа."
Помимо добровольного пожертвования я предлагаю Вам приобрести один из моих постеров, посвящённых среде Петербурга:
Ну а пока я буду и дальше создавать посты-исследования здесь, в полюбившемся мною Дзене!
До новой встречи, ДРУЗЬЯ!