Найти тему

Поезд-баня: самый долгожданный состав для солдат Великой Отечественной

В годы войны Челябинск делал не только знаменитые танки, и "Катюши", но и поезда-бани. На фронте они ценились не меньше юрких Т-34, и тяжелых танков прорыва ИС-3.

Макет поезда-бани
Макет поезда-бани

Еще бы, ведь к концу 1941-го года около 80% бойцов Красной Армии на Западном фронте страдали вшами, а это: тиф и окопная лихорадка. Для солдат, измученных тяжелыми боями — пренеприятные спутники. Понимая, что баня для солдата — вещь столь же необходимая, как и полевая кухня, руководство Научно-исследовательского испытательного института Красной Армии уже к осени 1941 года решило воскресить несколько подзабытый проект банно-прачечных поездов. Дело в том, что первые локомотивы такого рода появились еще при "старом режиме" — в Русско-Японскую войну. Потом бани-паровозы колесили по стране, раздираемой Гражданской войной, а по ее окончанию — благополучно были забыты.

Так выглядел вагон поезда-бани
Так выглядел вагон поезда-бани

К строительству банно-железнодорожного кулака, который призывался раздавить антисанитарию и вшей, приступили различные города СССР в глубоком тылу: Челябинск, Тюмень, Омск. В 1941 году из челябинских депо вышло четыре таких поезда. Они состояли примерно из десятка вагонов. Первые четыре выгона представляли собой, собственно, баню: раздевалку, банно-помывочный комплекс, дезинфекционное отделение, "одевальню". Еще четыре вагона занимала прачечная, внутри нее стояли механические стиральные машины для солдатской формы. Кроме того, в составе подвижного состава имелись цистерны с водой, электростанция и столовая. За один час баня на рельсах могла обслужить сотню солдат. Соответственно, за сутки работы — целый полк.

Поезд ездил на мазуте и расходовал 445 литров мазута в час
Поезд ездил на мазуте и расходовал 445 литров мазута в час

Как вспоминают ветераны, приезд железнодорожной бани красноармейцы воспринимали, как настоящий праздник. Их можно понять: современный человек взвоет, если не помоется хотя бы неделю, а солдаты не мылись чуть ли не месяцами, да еще и жили в грязных окопах. Естественно, поезд-баня являлся для бойцов Красной Армии чем-то очень желанным и даже волшебным. И очень славно, что Челябинск тоже приложил руку к созданию этого "волшебства".

Друзья, Подписывайтесь на наш канал
Читайте "Хорошие новости" в телеге
Следите за нами в ВКУ нас еще целая телега интересных фактов, не пропустите! И не забудьте поставить лайк.