Найти тему
Моряк Папай.

Управляемый вектор тяги, авиадвигатели которые никто в мире не может повторить.

Написать статью я решил специально для комментаторов которые считают что в мире есть аналоги соплу в отклоняемым вектором тяги. (хотя бы таком у как на фото) Постараюсь в статье рассмотреть все варианты которые были когда-либо разработаны, в том числе и в США. Ведь многие комментаторы искренне считают что США не делает многие вещи только потому что не хочет, ну или нет противников для "чудо" оружия.

Двигатель АЛ-41Ф1 Источник "mg-fotki.yandex.ru/"
Двигатель АЛ-41Ф1 Источник "mg-fotki.yandex.ru/"

По порядку рассмотрим все варианты двигателей с отклоняемым вектором тяги, те что были исполнены в металле и летали, всякие теоретические проекты рассматривать я не буду.

Двигатель самолета вертикального взлета и посадки «Харриер»

Первым самолетом где был применен отклоняемый вектор тяги двигателя. Для самолета вертикального взлёта и посадки это необходимая опция. Самолет был принят на вооружение в 1969 году.

Самолет имел один двигатель Турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД Rolls-Royce F402-RR-401 Реактивная струя двигателя делилась на 4 сопла, которые могли поворачиваться в одной плоскости.

Двигатель самолета "Харриер" Источник https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Muzej-V-Estonii-C3/org/BA5I4006/p/MTU0NTQ2NzY%3D/web.jpg
Двигатель самолета "Харриер" Источник https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Muzej-V-Estonii-C3/org/BA5I4006/p/MTU0NTQ2NzY%3D/web.jpg

Такая конструкция позволяла самолету взлетать и садиться вертикально, зависать в воздухе на одном месте. Каких либо преимуществ в маневренности такая конструкция не дает. Поворот каждого из 4-х сопел осуществлялся при помощи пневматического привода на угол 98.5 градуса.

Особых преимуществ маневренности это не давало, но это была первая попытка создание отклоняемого сопла для авиадвигателя.

Примерно та же схема была применена позже на советских Як-38 только поворотных сопел было всего 2. но при этом было 2 подъемных ТРД в носовой части за кабиной.

Двигатель самолета Як-141

Сопло двигателя самолета Як-141. Источник https://i.pinimg.com/originals/46/fc/f2/46fcf2f8aa529a61bc11506d3894dc69.jpg
Сопло двигателя самолета Як-141. Источник https://i.pinimg.com/originals/46/fc/f2/46fcf2f8aa529a61bc11506d3894dc69.jpg

Этот самолет был прорывом в области вертикального взлета. Принципиальной отличительной чертой данного самолёта стало наличие трёх двигателей: двух подъёмных и одного подъёмно-маршевого с поворотным соплом, расположенным между хвостовыми балками. Трёхсекционная конструкция сопла подъёмно-маршевого двигателя делала возможным поворот вниз от горизонтального положения на 95°.

Такой тип конструкции сопла пытались применить американцы, их прототип назывался Convair Model 200. Это был самолет экспериментальный, не существовало летающего образца. Но американцы утверждают что именно его конструкция пошла в основу F-35. Но самолет американцев уж больно похож на Як-141. скорее всего америкосы либо сперли, либо купили тех. документацию на самолет и использовали при создании F-35.

Такая конструкция сопла тоже не дает излишней маневренности, только вертикальный либо укороченный вздет и вертикальная посадка.

Двигатели самолета F-22

Двигатель F119-pw-100  Источник F119-pw-100
Двигатель F119-pw-100 Источник F119-pw-100

Сопло этого двигателя позволяет менять вектор тяги двигателя только в вертикальной плоскости. Такая конструкция сопла имеет охлаждаемые створки, угловатую форму. По заявлениям американцев это дает меньшую заметность в инфракрасном поле, и меньшую радиозаметность за счет угловатой формы сопла. По поводу снижения радиозаметности это конечно смешно звучит, но что не сделаешь, чтобы оправдать неспособность создать аналог Российского двигателя.

Такие двигатели дают прирост к маневренности, повышения управляемости самолёта на средних и больших углах атаки. Но такая форма сопла снижает тягу на 10-15%. Каждый двигатель не зависит от другого каждое сопло имеет свой контроллер управления.

Такие сопла в качестве эксперимента устанавливались на самолеты F-15, но дальше экспериментов дело не пошло.

Экспериментальный самолет Х-31.

Сопло двигателя самолета х-31.
Сопло двигателя самолета х-31.

Попытка инженеров США создать двигатель со всеракурсным отклоняемым вектором тяги. Самолет был создан в 1990 году после испытаний программа заглохла. Без каких либо впечатляющих результатов. В 2003 году программу испытаний возобновил, но результатов как не было, так и нет.

Американцы решили не заморачиваться, и поставили двигатель с обычным соплом, но приделали на самолет 3 створки которые могут отклонять реактивную струю в любом направлении до 17 градусов. Это дало самолету сверхманевренность и намного лучшую управляемость. Но развивать тему не стали. Видимо такая конструкция хороша крутить фигуры на авиасалонах, но для серии она не подходит. Да и об эффективности такого изменения вектора тяги тоже можно поспорить.

Был еще один прототип, на базе истребителя F-16 c аббревиатурой VISTA. Испытывался в начале 90-х годов. На самолет тоже поставили регулируемое сопло, возможно похожей конструкции, но фото я не нашел. Эксперимент был признан успешным но в серию не пошло.

Двигатель АЛ-31ФП и его модификации.

Двигатель  АЛ-31Ф. Источник http://images.vfl.ru/ii/1545064203/418b13f8/24636786.jpg
Двигатель АЛ-31Ф. Источник http://images.vfl.ru/ii/1545064203/418b13f8/24636786.jpg

Советский двигатель разработан в 1988-1994 годах. Основное отличие от базового двигателя АЛ-31Ф — управляемый вектор тяги, значительно повышающий маневренные характеристики самолета. Изменение вектора возможно на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 в любом направлении.

Такой двигатель дает самолету непревзойденные маневренные свойства, учитывая что на всех самолетах СССР и России по 2 двигателя. Самолеты делают фигуры высшего пилотажа недоступные большинству самолетов.В интернете полно видео с демонстрационными полетами на авиашоу, посмотрите, будете удивлены.

Двигатель имеет кучу модификаций, на его основе создан двигатель АЛ-41Ф1 который установлен на Су-57 в качестве двигателя первого этапа. Скоро будет доведен до ума двигатель второго этапа. Разработка затянулась по причине того что двигатель полностью новый а не модернизация АЛ-31. Новый двигатель так же будет иметь всеракурсно отклоняемый вектор тяги.

Двигатели с отклоняемым вектором тяги установленны на самолеты СУ-57, Су-30, СУ-35, некоторые ранние модификации СУ-27. На истребителях МИГ-35, МИГ-29ОВТ.

В заключении хотелось бы поделится мыслями о том почему американцы так ничего и не создали, ну кроме прототипов и экспериментальных самолетов. Официальная версия, что мол другая концепция, первый увидел первый, выстрелил. Все хорошо, но в теории! На практике есть определенная вероятность промаха, и вероятности обнаружения. Залп "Супер, пупер, гипер" ракет США не дает 100% вероятности поражения и обнаружения. А что будет если из 10 самолетов прорвется 2? Они перещелкают как кур великие стэлсы, ибо аэродинамика у него как у кирпича на манёвренный бой он неспособен., это я про Ф-35. Ф-22 в этом плане намного лучше, но противника у него нет, по заявлениям США, поэтом строить его не надо. Надо было разработать самолет, построить почти 200 штук и сказать дорого и ненужно. Ведь звучит глупо! Основная часть денег потрачена, но нет.

Так вот продолжаем про отклоняемый вектор тяги. По моему глубокому убеждению все эти мифы про великие "Стелс" технологии родились как прикрытие неспособности создать хотя бы приближенный аналог сопла двигателя АЛ-31ФП. Виной всему отсутствие необходимых материалов! Вы посмотрите (на самом первом фото) сколько там мелких деталек. А механизм работает просто в диких условиях и температурах. Сопло должно поменять направление потока который летит со сверхзвуковой скоростью и температура его около 1000 градусов! Требование надежности предъявляемые к военной технике очень высоки. Я знаю это не по наслышке так как сам работаю в непосредственном контакте с военной приемкой. Видимо не смогли они создать простой и дешевый материал, который дешев и пригоден для массового производства.

Кстати сопло это не единственный пример! Когда-то американцы делали самолет разведчик "Черная птица", который смогли сделать только из титана, купленного по мутным схемам в СССР. В ответ инженеры СССР создали МИГ-25 который был из жаропрочной "нержавейки", она в разы дешевле титана. Самолет даже умудрились угнать, но создать аналог не смогли, даже тогда! Но это уже другая история.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. ваша активность это единственное что двигает канал вперед. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Статьи по теме: