Для политической операции такого размаха как немецкий национал-социализм, вероятно, показалось нужным найти для антисемитизма более прочную основу, чем религиозная: была предпринята попытка подвести под антисемитизм расовый фундамент.
В "Майн кампф" Гитлера мифу об арийской "расе" потребовался в качестве противоположности миф о еврейской "расе". Ему нужно было, чтобы существовала еврейская раса, которая биологически определяла бы еврейский характер. Тогда долг Германии — устранить ее, чтобы сохранить высшую арийскую расу, которая воплощает порядок и организацию.
Немецкий капиталистический класс без колебаний одобрил эту расистскую идеологию в качестве"бастиона" против социализма и как искусный отвлекающий маневр: тем самым беды Германии становились не результатом ошибок ее руководителей, а возлагались на этого удобного "козла отпущения"! Вводя таким образом немецкий пролетариат в заблуждение, подменяя классовую борьбу борьбой "рас", иначе говоря, подменяя действительность мифом, немецкие правящие классы застраховались от социалистически революции.
В концлагерях готовилось величайшее массовое истребление в истории человечества — 6 млн. уничтоженных — во имя одного только мифа о расах, за которым не скрывалось ничего, кроме миража.
С одной стороны, ясно, что невозможно говорить о еврейской "расе" почти через 2 тыс. лет после рассеивания малочисленного древнееврейского народа. После подавления последнего национального восстания императором Адрианом в 135 году н.э. все, кто остался в живых, рассеялись по всей Римской империи и Востоку. Они жили той же жизнью, что и местное население, которое, кстати, порой, вроде хазар в Центральной Европе в VIII веке, принимало иудаизм. Это значит, что нынешние израильтяне лишь отдаленно связаны с античным древнееврейским народом. И хотя сохранились религия и культура евреев, было бы, с другой стороны, абсурдно говорить о еврейской "расе".
С другой стороны, миф о еврейском "характере", услужливо разработанный сначала в "Аксьон Франзез", а затем в "Майн кампф", также выглядит неубедительно. Этот миф опровергается созданием в особо трудных условиях государства Израиль — страны сельскохозяйственных коммун ("кибуцов") и "шестидневной" войны.
Как указывал Жан Поль Сартр в своей работе "Размышления о еврейском вопросе" (1946 г.), еврейская идентичность сохраняется вовсе не благодаря расе или какому-то особому характеру, а благодаря самому же антисемитизму. Либо откровенной критикой, либо сомнительными похвалами, именно антисемитизм и создает еврея, тем самым обязывая его каким-то образом самоопределиться в свете специфического мифического облика.
Вышеприведенное доказательство имеет особое значение, поскольку оно и сейчас, и на будущее разрушает любые теории, претендующие на обоснование отсталости той или иной нации аргументами этнического порядка. Тезисы расового детерминизма не подтверждаются опытом. Будучи ошибкой с точки зрения науки и преступлением против человечества, расизм в наши дни представляет собой не более чем недостойную внимания и уважения доктрину.
Роже-Жерар Шварценберг. Политическая социология. 1992.