Начало 1960-х годов - это время революционных открытий в познании человеческой природы. В США возникла самостоятельная область исследований человеческого сознания - транс персональная психология, изучающая все необычные измененные состояния сознания, в том числе, и состояния, достигаемые в практиках мировых традиций - индуизма, буддизма, суфизма и др. Научный мир рассмотрел в традиционных культурах мощные и эффективные целительные инструменты. Известные психологи, психотерапевты и мыслители Абрахам Маслоу, Станислав Гроф, Алан Уотс, Стенли Криппнер и др. обнаружили, что измененные состояния сознания имеют огромный целительный потенциал и могут быть использованы в психотерапии, преодолении духовных кризисов, развитии интуиции, раскрытии творчества и источника ресурсов.
Изучая человеческую природу, исследователи обратили внимание на terra incognita традиционных культур - шаманизм. Известный исследователь религий Мирча Элиаде убедительно показал, что шаманизм является предтечей всех духовных систем и религий. Шаманский космос - один из самых древних слоев человеческой психики, является психической основой нашей личности и в этом смысле находится в каждом из нас. Известный антрополог Майкл Харнер во время своих экспедиций 1960-70-х годов в Верхнюю Амазонку исследовал шаманские практики и ввел в профессиональную среду понятие «базовый шаманизм», то есть освобожденный от культурных и религиозных контекстов. По сути, он открыл для цивилизованного мира возможность применения шаманских практик. Майкл Харнер утверждал: «Любой человек может научиться классической шаманской технике» для углубления контакта с духовной частью реальности. Обучение и применение основных принципов и практик базового шаманизма привело к бурному возрождению практик шаманского исцеления в странах Старого и Нового Света.
С точки зрения шаманизма жесткие границы между человеком и остальным миром существуют исключительно в сознании человека. Погружение в свой внутренний мир даёт силу и здоровье, понимание собственной глубинной природы, ощущение связи со всем сущим и причастность к силам и смыслам большим, чем отдельный человек. Если обычные состояния сознания служат для поддержания существующего порядка, то необычные «шаманские» состояния - для глубокой трансформации внутреннего, а затем и внешнего мира. Знаменитый транс персональный психолог Роджер Уолш даже ввел специальный термин: «шаманские состояния сознания», чтобы подчеркнуть необычность состояний, возникающих во время шаманских практик.
Многих великих психотерапевтов (Карла Юнга, Милтона Эриксона, Фрица Перлза, Станислава Грофа и др.) можно назвать шаманами за возможность управлять необычными состояниями сознания и работать в этих состояниях с иной реальностью. Эти состояния являются предметом исследования и практического применения в современной психологии.
Исследования шаманизма и возрождение активно продолжается в наше время. Необходимо отметить интереснейшие работы о различных аспектах шаманских культур постсоветского пространства, шамана Оларда Диксона, полевые записи о погружении в шаманские культуры Южной Америки антрополога Павла Берснева, исследования специалистов Санкт-петербургской РХГА и др.
В современной психологии идейными вдохновителями исследований и применения шаманских практик являются профессор ЯрГУ Владимир Козлов и ректор Института психотерапии и клинической психологии Елена Гордеева. Благодаря их инициативам вокруг шаманских практик развеян ненужный мистический ореол, а сами практики активно интегрируются в психотерапию и используются для решения различных жизненных запросов.
Шаманизм не имеет ничего общего со сверхъестественными явлениями. Еще Мирча Элиаде писал, что шаманизм - это не религия и не система верований, а скорее метод познания и воздействия на мир. Это изучение и практика связи между человеческим духом и сущностью всего живого. Если говорить психологическим языком – это встреча с индивидуальным и коллективным бессознательным. Современный человек нуждается в пробуждении внутренней силы и в руководстве для понимания пути своего развития.
В качестве основы цикла «Шаманские путешествия» для изучения и применения этого метода использованы разработки института психотерапии и клинической психологии и природные знания шаманов. Практики взаимодействия со стихиями и силами из базового шаманизма гармоничным образом сочетаются с практиками на соединение со своим телом и чувствами из телесно-ориентированной психологии и соединение со своим духовным началом из транс персональной психологии.
На курсе «Шаманские путешествия» мы пробуждаем заблокированные или дремлющие в нас человеческие качества, возвращаем естественность и жизненность, работаем с конкретными запросами, практикуем специальное дыхание, под звуки бубна совершаем шаманское внутреннее путешествие. На каждом занятии мы освоим один из основных шаманских методов работы с сознанием. Узнаем про миры в шаманской реальности, зачем нужно намерение в путешествии и научимся его формировать, узнаем про духов животных и духовных учителей, про то, зачем нужен бубен и много всего интересного. И, конечно, развеем лишнюю мистику вокруг шаманизма. После каждого занятия вы сможете самостоятельно практиковать техники шаманского путешествия и использовать открывающиеся возможности.
Александр Артемьев