Здравствуйте, любимые подписчики.
Однажды мне подкинули отличную идею провести сравнительный анализ костюмов из кино с их историческими аналогами. Тут мне на глаза попался сериал "Карнивал Роу". Его художественные достоинства мы обсуждать не будем, а вот одежда, по словам художника по костюмам, претендует на историческую достоверность. Так ли это на самом деле? Я постараюсь ответить. А еще определить, насколько костюм соответствует социальному слою персонажа и "что же хотел сказать автор".
Кальсоны
Начнем, пожалуй, с них - самой непреложной детали современного мужского гардероба. Наш герой появляется в кальсонах в одной серии на несколько секунд.
Это белые хлопковые семейные трусы средней ширины и чуть выше колена. Пожалуй, это самый недостоверный с точки зрения истории предмет одежды в сериале. В период, на который опирается автор, мужчины носили или длинные подштанники зимой или предпочитали обходиться вовсе без трусов, подворачивая полы длинной рубахи на манер детской пеленки.
Футболка
Или, если точнее, "рубашка хэнли" - футболка без воротника с круглой горловиной на трех пуговках. В ней герой спит вместо пижамы и носит под костюмную рубаху.
Обратите внимание на полукруглый шов рядом с горловиной. Им крепится особая полезная деталь - можно стягивать одежду с себя за воротник много лет и он не растянется. Для белья такая конструкция в общем не типична, так что с большой вероятностью предположим, что оно дорогое.
В реальности хэнли - спортивная одежда британских яхтсменов, очень быстро ставшая распространенной за удобство и практичность. Носилась именно так, как первый слой белья или как единственный верх при физических нагрузках на жаре. В качестве пижамы люди среднего класса ее не использовали, предпочитая специальные ночные рубашки. Наш герой по какой-то причине как бедняк спит в том же, в чем ходит днем.
Рубаха
Если быть до конца точным в терминах, это сорочка. Прямого кроя, очень широкая, с широкими сосборенными рукавами и весьма длинная как я уже писал, она заменяла нижнее белье.
Тут можно прикинуть длину - это все рубаха. Получается примерно до середины бедра.
Пуговицы на такой рубахе идут примерно до талии и надевается она через голову. Манжеты прямые, мягкие, на пуговицах. Воротник отложной, мягкий и, что важно - пришитый.
Вообще рубаха в костюме всегда говорит о многом, у киногероя особенно.
Эта очевидно заношенная, плюс нуждается в стирке и глажке. Из менее очевидного - герой единственный из значимых персонажей среднего класса не носит накладной крахмальный воротник и манжеты с запонками.
В нашем мире той эпохи подобные рубахи имели широкое хождение как домашняя одежда. На выход их надевали обычно люди творческих профессий, поэты и художники. Серьезные дяди и причисляющие себя к таковым носили жесткий накладной крахмальный воротник и такие же манжеты разных форм. И старались не забывать о гигиене)
Современная, но достоверная копия.
Каталог тех лет.
Галстук
У нашего героя он один, производит впечатление дорогого и качественного. Благородного винного цвета с неброской полоской, узкий. И безнадежно испорченный небрежным отношением - повязан неровным асимметричным узлом, засаленный, незаколотый. Дорогая булавка, кстати, у героя все время под рукой - красный камушек в лацкане пальто.
В предвоенной Европе такие галстуки были элементом "пятничного офисного стиля". Для более официального вида носил бы аскот, пластрон или бабочку. Для выезда на природу выбрали бы клетчатый.
Шляпа
Обычный черный котелок из толстого фетра с шелковой лентой. На фоне костюма и образа жизни главного героя на удивление хорошо сохранился. Можно предположить, что это его самый новый предмет одежды)
Известный также как боулер или дерби котелок в то время - городская шляпа "на каждый день". Не пролетарская, но и без особых претензий.
Перчатки
Черные кожаные перчатки. На тыльной стороне ладони декоративные строчки, манжет застегивается на кнопку. Прекрасно сидят и опять же, в удивительно хорошем состоянии.
В Европе эти перчатки считались бы спортивными и дорогими - тонкая кожа, подкладка, хорошая выделка, подгонка по руке говорят о том, что их купили в дорогом магазине или шили на заказ. Люди физического труда обычно носили свободные перчатки из толстой кожи швами наружу или просто грели руки в рукавах.
Оружейный ремень
Ремень, который вы видите - оружейный, штаны он не поддерживает висит на нем только кобура, а штаны держатся на подтяжках. Ремень слишком длинный, а антабку герой потерял, поэтому просто подворачивает длинный хвост узелком. Стоит отметить, что ремень армейского образца - гражданские их вообще не носят, предпочитая подтяжки. А полицейские пользуются ремням с S-образным крючком.
Во время первой мировой армии многих стран мира отказались от красивых, но сложных дорогих блестящих пряжек в пользу проволочных с одним или двумя язычками. А в фильме, в частности, это отсылает нас к армейскому прошлому героя. Как и его армейский пистолет в одном из эпизодов.
Такой набор аксессуаров, на мой взгляд, подошел бы человеку, у которого периодически появляются деньги и который не жадничает потратить их на хорошие, комфортные вещи. Но при этом уходом за собой занимается мало.
Если же рассматривать костюм главного героя, то для начала я бы посоветовал погрузиться в культурный контекст эпохи, чтобы представлять себе благосостояние нашего героя на общем фоне городских жителей.
Исторически плата констеблям после вступления в полицию составляла 24 шиллинга в неделю; после трёх недель она вырастала до 27 шиллингов; после пяти лет — до 30 шиллингов. Сержанты получали от 34 до 38 шиллингов (88-100 фунтов в год), инспекторы от 45 до 63 шиллингов (117-162 фунтов в год); старшие инспекторы — 73 шиллинга (190 фунтов в год).
Жалование в уголовной полиции было выше, чем в униформированной линейной полиции (и это служило причиной антагонизма между обычными полицейскими и детективами), но туда не так легко было попасть. Во-первых, при приёме на розыскную службу минимальным ростом для кандидата был установлен рост в 5 футов 7 дюймов — т. е. около 170 см, что было препятствием для многих из тех, кто мог стать талантливыми сыщиками. Самым низкорослым детективом во времена Холмса, например, был инспектор Эдмунд Рид из Эйч-дивизиона (Уайтчепел), имея только 165 см роста. Во-вторых, нужны были рекомендации, что ты действительно имеешь способности к сыскной работе.
Общепринятой границей между беднотой средним классом ситался доход в 100 фунтов в год, между средним классом и богачами - 1000 в год. То есть инспектор уголовной полиции с годовым доходом в 200-250 фунтов относился к многочисленной и крепкой основе среднего класса.
Наш герой, не смотря на некоторую неряшливость, показан умнее своих сослуживцев, высок, статен, пребывает в отличной спортивной форме и метко стреляет. Еще он ветеран и герой недавней войны, бывший офицер. Словом, идеальный сотрудник уголовной полиции, хоть на плакатах рисуй.
Деньги у него есть, причем всегда и много - он с легкостью выплачивает огромный выкуп за свою возлюбленную. Это говорит нам о том, что в выборе одежды он ничем не ораничен и в разумных пределах может позволить себе все, что угодно.
Теперь посмотрим, как было принято одеваться в то время.
The morning dress for gentlemen is a black frock coat or a black cut-away, white or black vest, according to the season, gray or colored pants, plaid or stripes according to the fashion, a high silk stove pipe hat and a black scarf or necktie. A black frock coat with black pants is not considered a good combination.. The morning dress is suitable for garden parties, Sundays, social teas, informal calls, morning calls and receptions.
Our Deportment(1879)
Вольный и сокращенный перевод говорит следующее: приемлемый утренний вид для мужчины это черный сюртук или визитка, по времени года черный или белый жилет, серые брюки в клетку или полоску, черный галстук или шарф. Ходить в таком предполагается на неформальные или утренние встречи, домашние вечеринки и пикники. Такой эдвардианскй смарт-кэжуал.
Выглядело это примерно вот так:
Наш герой, как я уже показал в первой части, отличается наплевательским отношением к своей внешности и одежде, поэтому ходит так весь день. Вполне возможно потому, что это его единственный костюм. А теперь разберем его поподробнее.
Брюки
В благопристойном викторианском обществе брюки был темой скользкой и табуированной. Считалось, что их обсуждение может смутить дам. Эдвардианская эпоха была не настолько чопорной, но кое-что сохранялось: ходить в брюках рубахе сталось неприличным даже дома, а особенно непристойным было демонстрировать пуговицу штанов и крепление подтяжек. Их прикрывали жилетом или кушаком-камербандом.
Поэтому в сериале герой являет нам брюки полностью всего в нескольких эпизодах и, обычно, спущенными. Это шерстяные темно-синие брюки в узкую белую полоску, без защипов. Поддерживают их двухцветные подтяжки в форме буквы Y.
В Европе городские брюки были одного покроя - по современным меркам средней ширины, чуть укороченные, с очень высокой талией. Ремни тогда не носили, пользуясь комбинацией хлястика и подтяжек.
Жилет
Погода стоит холодная, поэтому жилет теплый, из толстой фактурной шерсти.
6 пуговиц, без нарядных лацканов. Жилет добротный, но не пижонский. А еще в нем аж 4 кармана - райкрофт их очень любит и распихивает по ним всякие полезные мелочи - часы, сигареты, зажигалку.
Хлястик очень длинный, от боковых швов.
И пара особенностей, которые в современном костюме не увидишь. Во-первых, спинка не из подкладочной ткани, а из шерсти. Хоть не такой дорогой, как перед.
И плечевой шов не идет вдоль плеча, а уведен назад, на спину.
Жилеты в начале 20 века были довольно разнообразными, но сериальный весьма точно повторяет основные особенности исторических - покрой и применяемые материалы.
В сюртуке Фило тоже показывается нечасто - даже в помещении в половине сцен он предпочитает оставаться в пальто или сразу раздеваться до жилета. Но можно разглядеть, что однобортный сюртук четырехпуговичный, с широкими лацканами, из толстой фактурной шерсти. Весьма уместная одежда для холодной погоды.
А вот страничка европейского каталога одежды. Как мы видим, однобортный сюртук даже тут называется утренним. До того, как их вытеснили пиджаки, считался элементом свободного стиля одежды.
Пальто
Начнем с того, что технически это не совсем пальто (paletot), а так называемый frock overcoat. По-русски, условно говоря, верхний сюртук. Он полностью копирует покрой и посадку простого сюртука, но делается подлиннее и из более толстой ткани. Наш герой носит его нараспашку и мы можем заметить интересную полосатую подкладку.
Еще можно обратить внимание на отвороты рукавов. это так называемые gauntlet cuffs, их можно развернуть при сильных холодах для защиты пальцев от непогоды.
Интересные пуговицы. Скорее всего - из рога. Литые пластиковые в теории уже могли существовать, но я сильно сомневаюсь)
Судя по воротнику, вещь не новая и видала дни получше. Судя по износу бархата, пользуются им как минимум пару-тройку лет.
А еще обратите внимание на плечевой шов - он тоже уведен на спину. В современных пальто он делается проще - параллельно плечу.
frock overcoat был вещью довольно редкой. При одинаковом функционале и качестве стоил весьма прилично и домовитые викторианские джентльмены предпочитали более дешевые и универсальные пальто
Как мы можем заметить, одежда Филострата покроем одинакова с каталогом, но в деталях сильно отличается. Зато очень похожа на одежду, бывшую в моде десятком лет раньше.
Как же так вышло? У меня есть предположение.
В викторианской Англии готовую одежду покупали относительно редко и в основном бедняки. Мужчины среднего достатка очень часто предпочитали купить слегка поношенную одежду более богатого человека, подшивали ее по себе, носили несколько лет и продавали кому победнее. Так что встретить на улице нищего в сюртуке лорда было весьма вероятно. Правда, заплат там уже было больше, чем изначального сюртука.
Так вот: художник по костюмам работал очень старательно, видны глубокие знания и понимание вопроса. Персонаж неряха, но деньги у него есть и он их тратит довольно легко. Одежда, хоть и неухоженная, но прекрасно сидит и очень дорогая с виду. При этом это единственный его костюм.
Сложив все это, я делаю вывод, что Райкрофт изначально располагал относительно крупной суммой денег - наградными, ветеранскими или подъемными с новой работы в полиции. И при получении новой должности купил себе старый, слегка или совсем неношенный костюм, который предыдущий владелец продал как уже не модный.
На сегодня это все, любимые подписчики. Одевайтесь красиво и по погоде. Если у вас возникнут вопросы, на которые я не могу ответить здесь, пишите мне во Вконтакте id131879053 или на почту throrfc@mail.ru
#городской стиль #мужская мода #классический стиль #классические костюмы #сериалы #carnival row