Найти тему
Sunny Blues

Интересные факты, связанные с первым хитом «DEEP PURPLE»

Hush - песня, которая до сих пор входит в концертные сеты DEEP PURPLE, но сначала она стала хитом американского кантри-соул-вокалиста Билли Джо Ройала.

DEEP PURPLE в 1969-м: Род Эванс, Джон Лорд, Ричи Блэкмор, Ник Симпер, Иэн Пэйс
DEEP PURPLE в 1969-м: Род Эванс, Джон Лорд, Ричи Блэкмор, Ник Симпер, Иэн Пэйс

Это произошло в 1967-м, автором и продюсером песни был Джо Саут.

Но летом следующего года из динамиков вырвалась совсем другая «Тишина». Пульсирующий ритм, гитарные заполнения, органное соло и цепляющий припев... Эта версия вывела только что сформированную группу DEEP PURPLE на верхние строчки американских чартов.

Hush стала определяющей для ранних PURPLE с их сплавом психоделического ритм-энд-блюза и хард-рока.

Интересно, что пепловская Hush могла бы и не появиться на свет, не займись группа VANILLA FUDGE за год до этого переделкой мотауновской классики.

«VANILLA FUDGE сделала кавер на You Keep Me Hangin’ On - хит группы SUPREMES, превратив его в нечто совсем другое», - объясняет нынешний басист PURPLE Роджер Гловер. «Это было сделано с таким вдохновением! И DEEP PURPLЕ попытались сделать то же с Hush: придать ей свой собственный смысл».

Стоит отметить, что органист PURPLE Джон Лорд и их оригинальный басист Ник Симпер пересеклись с VANILLA FUDGE, когда они оба были в составе группы FLOWER POT MEN. Особое впечатление на Лорда произвела динамичная игра органиста Марка Штейна из FUDGE.

Оригинальный же Hush с его среднетемповым южным пыхтением выглядит нарочито в сравнении с неумеренной шумной подачей PURPLE. Ричи Блэкмор услышал версию Ройала вскоре после ее выхода в 1967 году и сразу увидел потенциал. Все, что нужно - решил он - это более жесткая и смелая подача.

Во время работы над дебютным альбомом Shades Of Deep Purple в лондонской Pye Studio весной 1968 года про Hush как-то никто не думал. Песня должна была войти в окончательный список треков, но никому и в голову не пришло взять с собой в студию копию записи Ройала в качестве ориентира. Симперу пришлось быстренько позвонить своему другу Роду Фримену, который недавно пел Hush со своей группой.

Фриман взял свою гитару и начирикал на листочке аккорды и слова. Итак, альбом завершен, но DEEP PURPLЕ все еще не были уверены насчёт этой песни. Группа подталкивала Parlophone к выпуску в качестве дебютного сингла кавера на песню THE BEATLES Help, но лейбл хотел выпустить Hush.

Parlophone настоял, и это было решение, которое окупилось, по крайней мере за границей. Очень динамичная, стремительная (Лорд сравнил её с самбой), неотразимыми вокальными прорывами «На-нана-на», песня вышла на 4-е место в чарте Billboard США и заняла высокие места в соседней Канаде и в некоторых странах Европы. Странно, но родная Британия оказалась устойчивой к чарам Hush, однако песня сразу же стала изюминкой концертного сет-листа PURPLЕ.

«Я впервые услышал Hush по радио, её пел англичанин по имени Крис Айф», - вспоминает Гловер, который присоединился к DP вместе с товарищем по группе EPISODE SIX вокалистом Иэном Гилланом в 1969 году. «А шесть месяцев или год спустя я уже играл ее с PURPLЕ. В те дни мы делали много каверов: Hush, Kentucky Woman, Help!, Hey Joe. Даже первый сингл, который я сыграл с моей новой группой - Hallelujah, был кавером».

К 1970 году DEEP PURPLЕ добились колоссального успеха со своими собственными треками, в первую очередь с Black Night, но Hush оставалась ключевой песней их концертного сета. В 1988 году во время студийного джема они записали версию с Гловером и Гилланом, которую включили в сборник Nobody’s Perfect, выпущенный в честь 20-летия группы. Роджер Гловер не был доволен тем, что получилось. Он рассказал, что к его огорчению, он не смог добиться звучания «клик-баса» Ника Симпера в стиле 60-х, которым Роджер восхищался на оригинальной записи.

На какое-то время Hush исключили из гастрольного сет-листа, но в конце концов, по настоянию нового гитариста Стива Морса, она вновь заняла своё законное место. И с тех пор она стала неотъемлемой частью их выступлений на бис, часто принимая совершенно различные формы.

«Мы не обязательно придерживаемся каких-то правил», - объясняет Гловер. «Мы каждый раз играем её с небольшой импровизацией. PURPLЕ всегда были джемовой группой».

За эти годы Hush вдохновила многих на каверы, но версия DEEP PURPLЕ остается непревзойденной.

«Основой группы всегда были отличные музыканты», - считает Гловер. «Был Джон с одной стороны и Ричи с другой. Затем мы с Гилланом пришли из поп-группы, и это было хорошо, потому что наша наивность уравновешивалась их виртуозностью. Лично для меня это было ключом к звучанию DEEP PURPLЕ. И остаётся до сих пор».

Из интересных записей:

Версия с Иэном Гилланом, записанная накануне Concerto for Group and Orchestra, и включенная в 1977-м в сборник Powerhouse. Иэн, только что появившийся в DEEP PURPLЕ, по его словам, опирался на некоторые технические моменты в вокале, заимствованные им у Элвиса Пресли.

Ник Симпер в Москве в 2015-м году.

Швейцарская хард-рок-группа GOTTHARD с Джоном Лордом на органе в 2008 году.

Читать также: