Конгресс США планирует принять запрет на поставку американской нефти в Китай с целью ослабить его экономический рост. На сегодняшний день поставки весьма велики, а Штаты являются первой в мире нефтедобывающей державой. Такой ход Вашингтона является болезненным для КНР, однако открывает широкие перспективы русскому ТЭК. Россия в состоянии полностью заменить чёрное золото из США и занять освободившуюся нишу на рынке Поднебесной. Необходимо срочно инвестировать средства в развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Сибири, чтобы логистика справилась с такими экспортными объёмами.
Санкционная война против России – крайне увлекательная эпопея для сторонних наблюдателей. Впервые в новейшей истории экономическое давление такого уровня оказывается не на региональное государство вроде Венесуэлы, Кубы или Ирана, а на мировую державу с ядерным оружием и каким-никаким, но всё же существенным весом в международной экономике (3% мирового ВВП – это не так мало, на самом деле). Многие понимают: в случае чего санкционные наработки против Москвы будут использованы в отношении других. Особенно отчётливо такое понимание у Китая.
Нефть из Штатов? Себе дороже
Как подчёркивают эксперты, председатель КНР Си Цзиньпин и его команда готовятся к худшему сценарию в условиях обострения ситуации в Тайваньском проливе. Первые звоночки прозвенели ещё в 2018-м, когда Дональд Трамп установил невыгодные для китайцев тарифы, что стало началом экономического противостояния, продолжающегося по сей день. Специальная военная операция на Украине и лояльная России позиция Поднебесной вызвали серьёзное раздражение у Белого дома. Прессинг в отношении азиатской империи нарастает, риторика – обостряется, причём по целому ряду направлений, включая ключевое – энергетику.
В Конгресс США внесён законопроект о запрете на продажу американской нефти в Китай. Обоснование тривиальное: дескать, внутреннему рынку не хватает чёрного золота, стратегические запасы иссякают, а топливо дорожает дикими темпами. Действительно, положение на топливном рынке для "мирового гегемона" удручающее: стоимость бензина на автомобильных заправках превысила 5 долларов за галлон (3,7 литра). В январе 2021-го, когда к власти пришёл Джозеф Байден, ценник колебался в районе 2 долларов. Сейчас же на отдельных АЗС в Калифорнии автомобильное топливо отдают по 7,8 доллара за галлон.
Абсурдно, что мы продолжаем экспортировать нефть в коммунистический Китай, в то время как американцы платят более 5 долларов за галлон газа здесь, дома. Только за первые три месяца 2022 года США отправили в коммунистический Китай почти 52 миллиона баррелей нефти и нефтепродуктов. Между тем семьи здесь, столкнувшиеся с резким ростом цен, вынуждены выбирать между заправкой своих автомобилей бензином и едой на столе для своих детей. Американцы должны опередить продажи в коммунистический Китай. Я призываю своих коллег поддержать этот хороший законопроект,
– заявил автор инициативы, сенатор-республиканец Рик Скотт.
Народные избранники не скрывают политического подтекста своего законопроекта – совершенно очевидно, что он направлен на ослабление Китайской Народной Республики. Ведь Поднебесная сильно зависит от импорта энергоносителей (на 72%), а США являются первой по объёмам добычи страной на земле. Рост конкурента сильно беспокоит американцев, ведь внутренний валовой продукт Китая в прошлом году обошёл по объёму ВВП Европейского союза, а по промышленному производству КНР опережает Соединённые Штаты. Двусторонняя американо-китайская торговля является дефицитной для Америки – дефицит достигает ни много ни мало 396,58 миллиарда долларов.
По итогам 2021 года китайцы закупали в среднем 590 тысяч баррелей нефти из США в сутки. Соединённые Штаты стали четвёртым поставщиком чёрного золота в Китай, заняв 7% рынка страны. Зачем Пекин в принципе покупает энергоносители у своего противника? Дело в том, что истеблишмент рассчитывает на диверсификацию импорта, чтобы меньше зависеть от Саудовской Аравии, России, Ирака и иметь пространство для манёвра и торга во время переговоров. Впрочем, США – крайне ненадёжный партнёр, от которого можно ожидать всего, чего угодно. К примеру, таких законодательных инициатив, как у Рика Скотта. Руководство КПК это понимает, а потому принимает меры. Одной из них является наращивание собственной добычи. Правда, её очень сильно не хватает.
Самое простое и эффективное решение проблемы – нарастить импорт из России. Это уже происходит: русский топливно-энергетический комплекс спешно перебрасывает "европейские" объёмы на восток. По утверждению информационного агентства Рейтер, в мае 2022-го экспорт сырой нефти из России в Китай взлетел на 55% по сравнению с показателями 2021-го. Наша страна опередила саудитов и стала главным поставщиком чёрного золота китайцам.
Импорт русской нефти, включая поставки по трубопроводу Восточной Сибири в Тихом океане и морские перевозки из европейских и дальневосточных портов России, составил почти 8,42 миллиона тонн, согласно данным Главного таможенного управления Китая,
– сообщает информационное агентство.
Что с того?
Переориентация нефтяных поставок с западного направления на восточное назрела давным-давно. Жаль, что заниматься диверсификацией всерьёз начали лишь недавно, когда запахло жареным. Теперь необходимо как можно быстрее решать логистические проблемы. Тридцать лет наше правительство уповало на якобы "бессмертный" рынок Европейского союза и не особо интересовалось Азиатско-Тихоокеанским регионом. Между тем тот же Китай в теории вообще может высосать всю нашу нефть – были бы возможности её доставить. Имея столь протяжённую государственную границу и такую долгую историю взаимоотношений и сотрудничества, мы так и не создали должной транспортной инфраструктуры. Сейчас проблему надо решать форсированными темпами.
Трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) нужно увеличение пропускной способности на 7 миллионов тонн в год. Этим в данный момент занимается "Транснефть". Помимо этого нельзя забывать о насущной необходимости срочного расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Заниматься бюрократизмом и ждать привлечения "внебюджетного финансирования" в такой ответственный момент – равноценно государственной измене. Либо Россия установит прочное и надёжное, как швейцарские часы, транспортное сообщение с КНР, либо столкнётся с реальной угрозой изоляции. Вернее, самоизоляции, ведь никто не мешает нам пробивать окно на Восток, кроме нас самих.