Найти тему
Вместе сильнее

Леонард Эйлер - От протестантской теологии, через медицину к русской математике на языке Овидия (пока, что).

Часть 1

15 апреля 1707 года в городе Базеле, что в Швейцарии родился человек, чьи математические способности сравнивали разве, что с Пифагором или Лагранжем, прозванный принцем всех математиков Эйлер. Людей решившим одну фундаментальную задачу называют гениями, Пуанкаре, написавшего 500 работ определяют, как гением определившего наряду с Гильбертом эпоху.

Эйлер написал почти 900 работ и решил десятки фундаментальных задач, создал сразу несколько научных школ в нескольких странах мира, кроме того, он мог на равных говорить со специалистами в области химии, медицины, ботаники, музыке, был полиглотом. В добавок один из величайших интеллектов своего столетия был просто хорошим и незлобливым человеком, чуждым неприятного пафоса и снобизма, который постоянно проявляют люди, не обладавшие и крошечной толики одаренности этого прототипа ментора из «Дюны» Френка Герберта.

Касаясь последнего, например, известен случай, когда он придержал издание своих работ, просто, чтобы дать дорогу никому на тот не известному парнишке – Лагранжу, который платил ему за это пожизненной ненавистью.

Леонард был третьим ребенком в семье, пастора из Базеля, гражданство которого (у Швейцарского союза не было общего гражданства) он сохранил до конца жизни, не променяв его на щедрые посулы своих коронованных симпатизантов. Верность Реформаторской церкви Эйлер, так ж пронес через всю жизнь не продав свою веру ни облитому в золото Третьему Риму, ни язвительным вольтерьянцам двора короля-философа.

Эйлеру младшему пророчили карьеру теолога и в общем целом это его устраивало, но друг семьи, выдающийся математик Иоган Бернули преодолев некоторое сопротивление, сумел убедить юное дарование посвятить себя математике. Кроме того, Иоган был известным врачом и это привело к тому, что Эйлер так же получил полноценное медицинское образование.

По этой линии его и пригласили в Санкт-Петербург по рекомендации других друзей семьи (коррупция как слово еще не было придумано). Пока человек в последствии создавший математический анализ добирался до столицы Российской империи Екатерина I, по формальному приглашению, которой в Россию и прибыл наш герой, умерла от воспаления легких. Не смотря на полное равнодушие к собственному интеллектуальному развитию, императрица с уважением относилась к ученым и те платили ей признательностью. Поэтому депрессия и траур в императорской академии были вполне искренними.

Эйлер не был (по очевидным причинам) лично представлен императрице, но в связи с бытовой неустроенностью скорбил вместе со всеми.

На радость роду человеческому пертурбации политической жизни позволили Эйлеру сменить амплуа с медика на более близкое его сердцу математическое. Но денег он при этом получил раза в два меньше, чем планировал. Лингвистические способности позволили новоявленному адьюнкту (еще далеко не академику) почти сразу заговорить на русском. Писать на русском он, впрочем, еще не пробовал. В 1728 началось печатанье первого русского научного журнала «Комментарии Петербургской Академии наук» на латыни. Всего в этом журнале Эйлер напечатал почти половину своих работ.