Мы снова возвращаемся к разговору об истории западных восточнославянских земель, отколовшихся от русского мира в результате распада Киевской Руси, начатый циклом статей: «Что кроется под словом «Галиция», кто её населяет, и как это отражается на сегодняшнем украинском кризисе» (https://zen.yandex.ru/media/id/61d5b2153a6ca93284ba2bbf/6295162d303f2a42afe4d908),
«Кто создал государство Украина – загадка с несколькими неизвестными» (https://zen.yandex.ru/media/id/61d5b2153a6ca93284ba2bbf/625c676fec82197fe40fb33a),
«Что кроется за неприязнью Польши к России …» (https://zen.yandex.ru/media/id/61d5b2153a6ca93284ba2bbf/62474c1a85d9f108cce30a61).
Возврат к этой теме вызван усиливающимся влиянием Польши на российско-украинский конфликт и всё большее тяготение украинской элиты в её сторону, развитие идеи отторжения Польшей западноукраинских земель. Но имеется ли под этим процессом какой-то исторический подтекст?
Ещё раз вспомним, что после распада Древнерусского государства и особенно после нашествия монгольской орды начинается постепенное подчинение западнорусских земель ближайшим соседям. Одним из главных «выгодоприобретателей» от этого процесса становится Великое княжество Литовское, ставшее в результате активной воинственной политики в XIV веке Великим княжеством Литовским, Русским и Жемотийским (Жемайтия – историческая область Литвы).
Причём, русские земли составляли его основную часть. Поэтому и русский становится фактически государственным языком и языком официального делопроизводства. Элиту государства составляло русское боярство. А основной религией становится православие. Столица княжества – Вильно (нынешний Вильнюс) становится центром притяжения для русских земель, альтернативным Москве.
Фактически, у княжества были все перспективы стать новым Русским государством, особенно, если бы войны с Великим княжеством Московским окончились для литовских князей победой.
Но активность католической церкви приводит к тому, что после действительно великого литовского князя Ольгерда, при котором и происходит расцвет и возвышение княжества, литовские князья начинают всё больше склоняться в сторону католицизма. И во многом этому способствовала необходимость поиска союзников против всё более усиливающегося Тевтонского ордена в Прибалтике.
Попытка сделать союзником московского князя Дмитрия Донского по каким-то причинам не увенчалась успехом. Возможно, это было связано с тем, что Москве тогда были больше важны собственные проблемы с Ордой, тем более что с тевтонцами отношения были более-менее нейтральные. Возможно, это стало следствием несостоявшегося брачного союза между Ольгердом и великой русской княжной. Так или иначе, но союзника литовские князья нашли в Польше. Череда договоров и уний привела, наконец, к созданию Речи Посполитой.
Но этому способствовала и смена политической и религиозной ориентации правящей литовской элитой, их постепенным ополячиванием и окатоличеванием. Это ренегатство, фактически, вероотступничество правящей верхушки, приводит в итоге к диссонансу в обществе, когда православным населением управляют католики. Поэтому русская православная церковь в результате Брестской церковной унии 1596 года ставится вне закона. Религиозная дискриминация перерастает в национальную.
В этом истоки событий, приведших к Переяславской раде 1654 года, и перехода части Малороссии, а именно территории Войска Запорожского, руководимого Богданом Хмельницким, под руку Московского царя.
Но самостийные проявления, а именно, выйти вновь из состава Русского государства, проявились при преемнике Хмельницкого – гетмане Иване Выговском. Он поднимает мятеж, нападает на Киев и пытается вернуть малороссийские земли под польскую корону. Причина банальна – польские посулы шляхетских привилегий. То есть в основании самостийности не национальные интересы, а чисто шкурные, личные.
Вот тут и начинается руина, т.е. гражданская война, которая то затухала, тлела, то вспыхивала вновь. И предательство гетмана Мазепы в годы Северной войны, которую вёл Пётр Первый против Швеции, это всё таже руина, которую продолжали подпитывать польские короли.
Конечно, начиная руину, предатели-ренегаты, самостийники напирают на национальные чувства, апеллируют к национальному самосознанию, призывают к строительству независимого национального государства.
Но вот в чём вопрос: возможно ли построение собственного независимого государства для Украины-Малороссии? Каждый раз, когда предпринимается такая попытка: в далёком прошлом ли, недавнем двадцатого века, после 1917 года, или совсем в близком, века двадцать первого, это приводит к гражданской войне, т.е. той самой руине. Результатом становится лишение этих земель и тех, кто называет себя украинцами, полной самостоятельности.
Примеры: 17-й век – руина, начатая Выговским, приводит к полному контролю со стороны Москвы за почти всеми малороссийскими землями. Руина Мазепы, век 18-й – снижение власти гетманства, а затем и его полное упразднение при Екатерине Великой. Руина начала ХХ века, после февраля 1917 года, поднятая Симоном Петлюрой, - привела к захвату Украины большевиками и её вхождению в состав СССР. Ну и организованная Западом руина начала ХХI века приводит к почти полной зависимости Украины от США и его сателлитов.
Интересно, хорошо ли нынешний украинский президент изучал историю страны, возглавить которую ему удалось? Ведь дрейфование его политики в сторону Польши, подпитывающее польские территориальные аппетиты и антироссийские настроения, может привести к новой руине. А итогом может стать и вовсе полное исчезновение государства Украина с политической карты мира.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем благодарны за подписку на наш канал, можно и взаимную. Открываем вместе интересное, новое, полезное!