- Что делать если креатив – это часть либо вся твоя работа
- Инструментарий креативщика – мозговые штурмы, медитации (закулисье профессии креативщика).
- Глюкосад – смелый креатив для детской игрушки.
Привет, меня зовут Татьяна Сорокина. Я креативный директор компании Волшебный мир, я занимаюсь созданием детских игрушек.
То, что вы видите на полках детских магазинов, может быть с российской фабрики и придумано Таней, Кириллом или Мишей – простыми ребятами из вашего города.
Перед нами стоит не простая задача – заинтересовать ребенка, который живет в мире огромного количества разнообразных игрушек. Поэтому рынок детских игрушек делает большую ставку на креатив.
Ведь, мир детства — это мир торжества неконтролируемой креативности. Дети сперва создают, а потому думают «зачем». И делают это всегда очень естественно и легко. Здесь, действительно, стоит поучиться у детей.
Например, популярную игрушку – slime (лизун), согласно легенде, изобрела 11-летняя девочка, дочь хозяина завода Mattel, которая случайно смешала имеющиеся на заводе ингредиенты. После лизун стал трендом и самой популярной игрушкой с 2017 по 2021 год.
Креатив важен не только для рынка игрушек, на сайте LinkedIn опубликовали рейтинг soft skills (навыки, не связанных напрямую с профессией, но нужные и полезные в любом деле), которые были наиболее востребованы в 2020г. И на первом месте была креативность или творческое мышление.
За 2021 год рейтинг soft skills не изменился, данные навыки и творческое мышление еще долгое время будут актуальны, так как большинство процессов уже автоматизированы, а креативность — это то, чему машину не научить.
«Творческое мышление – это единственный способ прожить именно свою жизнь, а не чью-то еще» – так звучит цитата из книги «Гибкий ум» Эстанислао Бахраха.
Или сказать по-другому – развить уникальность. Говоря языком брендинга – создать те УТП продукта, которые выгодно выделят продукт на рынке, а возможно и создаст свой сегмент.
Вот как определяют креативность многие креативные директоры:
Т.е. креатив – это уникальность (оригинальность) идеи, помноженная на актуальность (без оригинальности идеи нет креатива, но без актуальности к конкретной задаче/ЦА/рынку и т.д. креатив не имеет коммерческого потенциала). Пошлостью, здесь можно назвать ту «безуминку», которая часто отличает креативную идею от просто хорошей.
Мое мнение, что именно интеллект + воображение + мышление без осуждения и рамок = залог возможности креативного мышления.
Креативность, как инструмент, по расхожему мнению, важна не только людям творческих специальностей. Идея – есть основа для любого бизнеса и деятельности, поэтому идея важна в той или иной мере для каждого человека.
Но что делать если креатив – это существенная часть или вся твоя работа? Как развить в себе столь эфемерный навык?
Хорошая новость, креативность — это не врожденный талант, а навык, который можно в себе развить и прокачивать. Вот некоторые инсайты, которые я сформировала в ходе работы:
1. Откажитесь от консервативных установок и ограничивающих убеждений. Не думайте о том, хорошая это идея для вашей аудитории или плохая, дайте идеи быть. Если на этапе мозгового штурма сразу вдаваться в анализ идей и предложений, это может сильно тормозить креативный поток. Даже самая «непривлекательная» идея, может оказаться работающей.
2. Озвучивать вслух. Часто мы боимся высказываться публично, боимся осуждения или просто стесняемся. Здесь придется поработать над своим стеснением и научится озвучивать и предлагать свои идеи. Главное не останавливаться, даже если вы столкнулись с непониманием. Нет плохих идей – есть неподходящая публика.
3. Точная формулировка задачи. Сравните «придумайте увлекательную настольную игру» и «придумайте увлекательную настольную игру для мальчиков 10-13 лет с популярными персонажами на 2-3 часа игры». Точная формулировка задачи позволит вашей идеи точно бить в цель, то есть в потребность (боль, желание) аудитории.
4. Идти от большего к меньшему и наоборот. Первым этапом набросать, как можно больше идей даже самых бредовых. Далее выбираем самые «вкусные» идеи. Из них выбираем ту которую возможно реализовать. И далее начинаем идею снова расширять – придумываем все возможное, что может ее улучшить, потом снова сужаем и отбираем самые лучшие «улучшения». Так можно проигрывать «сужения и расширения» несколько раз, пока вы не получите «бриллиант» идеи – продуманный и оригинальный вариант.
5. Доступная реализация. Не стоит придумывать космический корабль для магазина с цветочками.
6. Проверять гипотезы на людях. «Идти в народ» - лучший инструмент для маркетолога. Люди могут подсказать идеи, поделиться инсайтами и дать много полезной информации. Я часто хожу по магазинам и разговариваю с покупателями – почему они берут тот или иной товар. Или спрашиваю совет у продавцов «какие игрушки чаще берут для девочек 5ти лет?». Любой нетворкинг будет информативен, если вы зададите тему о вашем продукте.
7. Насыщаться впечатлениями. Выставки, кино, путешествия – насыщайтесь эмоциями, информацией и визуальными впечатлениями. Идея – это калейдоскоп из кусочков вашего опыта. Так пусть ваш опыт будет богатым!
Есть множество определений и моделей креативности, советую вам ознакомиться с Теорией Развития Творческой Личности (ТРТЛ) Генриха Сауловича Альтшуллера.
Согласно этой теории, творческая личность должна обладать 6 качествами:
1. Наличие значительной, новой (еще не достигнутой) и общественно полезной цели
2. Наличие комплекса реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за их выполнением
3. Высокая работоспособность (в выполнении планов)
4. Хорошая техника решения задач
5. Способность отстаивать свои идеи — «умение держать удар»
6. Результативность
По теории Альтшуллера мало кого можно назвать действительно креативной и творческой личностью (не все мы, как Илон Маск). Однако, такой подход к реализации идеи и отношению к своим целям может поднять вас на существенно новый уровень. И, возможно, вы озадачитесь своей Достойной Целью.
Еще одну интересную модель креативности - «Four C», разработали Джеймс К. Кауфман и Рональд Бегетто. В ней существует 4 уровня креативности
• mini-C («трансформационное обучение», включающее «личностно-значимые интерпретации переживаний, действий и прозрений»),
• little-C (повседневное решение проблем и творческое выражение),
• Pro-C (профессиональная или профессионально-творческая реализация, не обязательно выдающаяся)
• Big-C (серьёзное открытие в определённой области, чаще всего значимость которого трудно недооценить).
Эта модель подчеркивает важность развития профессиональных компетенций. На первый план выноситься профессиональный опыт, навыки и постоянное обучение. Для наглядности данной модели приведу картинку.
Важно помнить, что одна модель не отменяет другую и что развитие профессиональных качеств, может быть, не связана напрямую с креативностью, но для человека, безусловно, будет полезной.
Какие инструменты используют креативщики в своей повседневной работе?
Первый и самый популярный инструмент – мозговой штурм. Это хлеб с маслом для любой творческой команды, мозговой штурм позволяет быстро сгенерировать большое количество идей. Это отличный инструмент, помогающий командам отодвигать очевидные решения и переходить к прорывным идеям. При мозговых штурмах мы придерживаемся 7 важных правил для нашей команды:
1. Без осуждения.
Мозговой штурм — это зона, свободная от суждения. Позволяйте идеям течь, чтобы люди могли комбинировать свои идеи с другими.
2. Поощряйте дикие идеи.
Примите самые нестандартные идеи. Между возмутительными и блестящими идеями зачастую нет большой разницы.
3. Опирайтесь на идеи других участников.
Попробуйте использовать «и» вместо «но», это поощряет позитив и инклюзивность, что приводит к множеству идей.
4. Сосредоточьтесь на теме.
Старайтесь вести дискуссию по делу. Дивергенция — это хорошо, но вам все равно нужно следить за общей целью.
5. Обсуждение одной темы за раз.
Это может быть сложно, особенно когда в одной комнате много творческих людей, но всегда думайте о цели и о том, как не сбиться с пути.
6. Визуализируйте идеи.
Используйте цветные маркеры и стикеры. Наклейте свои идеи на стену, чтобы другие могли их визуализировать. В этом вам очень поможет сервис Miro – он позволяет создать бесконечную доску со стикерами и онлайн подключением участников с любых устройств.
7. Стремитесь к большему количеству идей.
Наши сессии проходят в среднем за 60 минут. За это время мы стараемся накидать около 100 идей.
Следующий неочевидный инструмент – медитации.
Польза медитации в том, что она освобождает пространство в нашем разуме для идей и креативности. Ежедневно в нашей голове крутится огромное количество мыслей о прошлом, будущем, рутинных проблемах. В таком потоке сложно действительно что-то придумать.
Медитация – тренирует нашу концентрацию, позволяет отвлечься от тревожащих разум мыслей. Уже в свободном и неограниченном пространстве наше сознание начинает выдавать нам те образы и идеи, которые в обычном повседневном режиме мы просто не могли домыслить под грузом «мысленной жвачки» из забот.
Я предлагаю попробовать следующую медитацию для тренировки креативности – медитация сна или йога-нидра. На ночь в расслабленном состоянии часто приходят хорошие идеи. Один из удобных сервисов для медитаций – приложение Slowdive.
Так же есть полезная литература о креативности, которую я советую вам прочитать:
1. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно, Майкл Микалко
2. Гибкий ум: как видеть вещи иначе и думать нестандартно, Эстанислао Бахрах
3. Я хочу больше идей: более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления, Стив Роулинг
4. Геймдизайн: как создать игру, в которую будут играть все, Шелл Джесси
5. CRAFT: как создавать большие идеи, Василий Лебедев
Теперь я расскажу вам свой опыт работы над идеей и ее реализацией.
Передо мной стояла задача – предложить новый продукт в очень простой и распространённой категории по лепке. Лепка весьма разнообразна, можно лепить из разных материалов – это различные виды пластилина, тесто, песок и прочее. Если вы зайдете на сайт Детского мира, то увидите множество наборов по лепке на самые разные тематики – кондитерская тема, строительство, космос и даже стоматология. Слепить можно что угодно.
Я начала работу над генерацией идеи. Первое, что было сделано – изучен ассортимент детских магазинов, просмотрены иностранные производители, локальные магазины и просто работы художников-скульпторов.
Я нахожу работы австралийской художницы Тани Шульц под названием Pip & Pop. Ее работы вдохновили меня создать фантазийный мир, словно из детских снов – яркий, конфетный и сюрреалистичный. Что-то похожее на Конфетное Королевство и Страну Чудес, куда попала Алиса.
К тому же все материалы наша фабрика производила. А это важно при разработке нового продукта – учитывать возможности компании.
Были выбраны материалы – шариковый пластилин, легкий пластилин, цветочки, проволока, блестки, бусины, все, из чего можно создать фантазийный сад.
Далее идее нужно дать имя. У меня в голове от просмотра ярких картинок крутилось название – Глюкосад. Однако, оно не типично для детской аудитории и поэтому, был собран мозговой штурм.
В ходе штурма были предложены другие названия – Dreamland, Чудесатия, Страна Чудес, Wonderland. Главный критерий был один – мы создаем мир, и он необыкновенный.
Однако из всех названий цеплял только Глюкосад. Эмоциональный отклик при выборе нейминга продукта играет огромную роль. Только то, что вызывает эмоцию – отпечатывается в нашей памяти, остальное рискует остаться в безликой серой массе однотипных названий.
Мы прописали все плюсы и риски использования провокационного названия в детской продукции. И чтобы точно проверить реакцию, использовали смелый шаг – представили концепт на специализированной выставке детских игрушек Мир Детства 2021.
Продукт вызвал положительную реакцию, а провокационное название дал возможность выделиться среди огромного количества наборов по лепке.
Конечно, одним неймингом не обойтись и продукт должен иметь более сильные УТП. Ими стали наличие в наборе разных текстур пластилина (что в этой категории редкость) и наличие сильного концепта на основе создания волшебного мира из разных наборов, который населяют необычные персонажи – Глючики. Еще одним существенным плюсом стало то, что фантазийный сад легко создавать – буквально все, что вы слепите может быть Глюкосадом.
Идея с тем, что из разных наборов можно создать один большой фантазийный сад – нашла свое отражение в упаковке. Наборы собираются между собой в панораму, а материалы в наборе сочетаются с другими наборами в радужную палитру.
На этом примере мы видим, как идея может быть реализована в продукте на разных уровнях – через упаковку раскрываем идею создания одного большого мира, через нейминг раскрываем эмоцию, дизайн визуализирует результат творчества, через персонажей можно рассказать историю этого мира, а через материалы то, как этот фантазийный мир обретает физическое воплощение.
Надеюсь, что из этой статьи вы извлекли суть о том, что креативность — это то, что доступно каждому. Главное иметь смелость отстаивать свои идеи и давать возможность «пожить» идее в реальном мире, так как порой выбор людей может быть неожиданным.
Источники:
1. LinkedIn назвала 5 самых важных soft skills 2020 года. https://incrussia.ru/news/linkedin-2020-soft-skills/
2. 5 soft-skills, без которых не обойтись в 2021 году. https://hr-portal.ru/story/5-soft-skills-bez-kotoryh-ne-oboytis-v-2021-godu
3. Теория Развития Творческой Личности (ТРТЛ) Генриха Сауловича Альтшуллера. https://www.altshuller.ru/trtl/index.asp
4. Альтшуллер Г.С., 1985. ФОНД ДОСТОЙНЫХ ЦЕЛЕЙ. https://www.altshuller.ru/trtl/trtl4.asp
5. МОДЕЛЬ КРЕАТИВНОСТИ 4С https://creativity.vetas.ru/four-c-model-of-creativity/
6. Creative Tips + Tools https://www.ideo.com/blog/topics/creative-tips-tools
7. Australian artist Tanya Schultz Pip & Pop https://www.pipandpop.com.au/blank-ckwv
8. Лайфхаки для развития креативности https://media.foxford.ru/creativity-lifehacks/