Почта России разрешила вскрывать отправления до оплаты наложенного платежа
📦 Мы не раз писали о мошенничестве с покупкой товаров в Интернете. Суть схемы простая: мошенники рекламируют товары с большими скидками, человек покупает. Деньги никуда переводить не надо, оплата на почте, наложенным платежом. Человек платит, распаковывает посылку, но в ней оказывается не брендовая одежда или обувь, а мусор.
Некоторые работники Почты уже знали подозрительные адреса, и, случалось, не советовали клиентам забирать такие посылки. Но сами сделать ничего не могли. Другие, наоборот, безответственно относились к своим обязанностям и отказывали гражданам даже в их законном праве вскрыть посылку после оплаты при свидетелях с составлением акта. Такой отказ затруднял обращение гражданина в правоохранительные органы с заявлением по факту мошенничества.
❗️Такие жалобы часто поступали в «Мошеловку», и в начале июня Фонд «За права заёмщиков» обратился к главе Минцифры Максуту Шадаеву с просьбой решить проблему. Ведомство перенаправило предложения Фонда Почте России.
К решению проблемы подключились «Известия». Почта России, которая игнорировала общественников, нашла время для ответа на запрос федерального СМИ. Оказывается, необходимые поправки в Правила оказания услуг почтовой связи уже разработаны. По желанию получателя (или его уполномоченного представителя) вскрыть посылку до оплаты будет можно. Если в ней оказывается мусор, то клиент ничего не платит, а посылку возвращают отправителю.
Сейчас новая версия правил проходит регистрацию в Минюсте. Почта России не сообщила, когда поправки были отправлены на регистрацию, но процесс занимает не более 3 недель, поэтому ждать вступления новой нормы в силу можно к концу первой декады июля.
🧏♀️ «Пока что норма выглядит сырой, скорее ответом на давление общественности, чем реальной антимошеннической мерой, — прокомментировала основатель проекта „Мошеловка“ и директор Фонда „За права заёмщиков“ Евгения Лазарева. — Приведет ли она к потребительскому экстремизму — отмене покупок просто потому, что человек передумал — зависит только от самой Почты России. У проверки должен быть понятный алгоритм, фиксация вскрытия видеокамерами. Хорошим способом защиты стала бы фиксация средств получателя за доставку на счете Почты, с которого легко сделать возврат. Безусловно, каждый факт обнаружения мусора в отправлении должен приводить к заявлению в полицию о попытке мошенничества и возбуждению уголовного дела. И крайне важный момент. Пока потребители узнают о возможности вскрыть посылку до оплаты, пройдет много времени. Если Почта России действительно заботится о своих клиентах, необходимо обязать персонал предлагать клиентам вскрыть посылку до оплаты и оставлять им право отказаться от такой возможности ради защиты приватности».