Найти тему
МИР (Море История Россия)

А было ли Гестапо в Крыму?

С подобным вопросом ко мне обратился мой знакомый из Симферополя. Все дело в том, что один его знакомы краевед с пеной у рта доказывал, что было. И даже адрес называл.

А, тут я сам столкнулся с тем, что один из местных «знатоков» мне бурно доказывал, что было, и, тоже адрес называл.

Нет, огорчу, в Крыму гестапо никогда не было. Даже по логике, его этой службы в Крыму не существовало. Гестапо – это государственная тайная полиция, действующая на территории Рейха.

Крым полноценной частью Рейха так и не стал. Один мой знакомый в научной работе написал, что функции гестапо выполняла служба СД. Это не совсем так. СС и СД – это партийные службы, а не государственные. И у СД были свои специфичные «задачи», которые не пересекались с функциями военных и полиции. СД занималась «расовой политикой» и «политическими вопросами» (коммунисты, партизаны, подпольщики).

Государственной службой, осуществляющей функции гестапо (Geheime Statspolizei) в «армейской» зоне являлась государственная тайная полевая полиция (Geheime Feldpolizei) или GFP (у них с гестапо даже шеф общий был). Это силовая структура военных оккупационных администраций (комендатур). Данная служба функционировала в Крыму, на протяжении всего периода оккупации полуострова. (Менялись только подразделения).

Что касается адреса, который назвали наши местные знатоки, то, по документам, по указанному адресу располагалась служба СД. Она занималась немного другими вопросами.

«Да, нет же! В Крыму действовала «двойная» оккупационная администрация: гражданская и военная, а потому гестапо было!» Ну, да, так пишут наши «корифеи» исторической науки. Но это не так.

Вопрос силовых структур оккупационной власти очень сильно запутан отечественными «специалистами». Путаница возникает от желания ответить сразу, просто и однозначно: «Было так-то и так-то!». Подход в корне неверный. Нужно сначала спросить: «Когда?». Структура полицейских сил тоже менялась и не раз.

Но есть нюанс: Администрация в Крыму на протяжении всего периода оккупации была только военная. Не нужно путать силовые структуры и администрацию.

Первый период, до августа 1942 года, это 11 армия с ее службами. В этот период работало прикомандированное к армии «комплексное» подразделение: Айнзац-группа D, в которую входили и служба СД и полицейские части.

Второй период, это военное Главнокомандование Крымом (это как раз тот период, который мы разбираем)

Третий период, это осень 1943-весна 1944, когда в Крыму находилась 17-я армия со своими структурами.

Разберем лето 1943 года, т.е. период, когда Крым находился под управлением Главнокомандованием Крыма.

Если мы посмотрим на структурную схему Главнокомандования, то на ней показано, что оно взаимодействует со штабом СС и Полицайфюрера.

Мне скажут: «Ага! Гражданская полиция все же действовала на территории Крыма!». Как выяснилось из немецких документов, это не гражданская полицейская служба работала на территории военных, а, как раз наоборот.

Все дело в том, что ШТАБ СС и Полицайфюрера на который обычно ссылаются авторы, это не совсем гражданское образование. Это не УПРАВЛЕНИЕ СС и Полицайфюрера, как это было на территории Рейхскомиссариатов.

Да, это полицейская структура, но, специально сформированная и приданная военным. Подобные штабы существовали с начала войны, и работали, как правило, в зоне ответственности тылового района группы армий.

Полицейские части в составе тылового района  группы армий Север (для примера)
Полицейские части в составе тылового района группы армий Север (для примера)

Это типичная, а не уникальная структура (подобные полицейские штабы были в составе всех групп армий). Задача штабов СС и полицайфюреров состояла в том, чтобы организовать полицейские структуры для работы с гражданским населением, на территории, еще контролируемой военными (еще до передачи в состав гражданской администрации). После передачи территории от военных в состав какого-либо рейхскомиссариата, соответствующие структуры потом просто переподчинялись соответствующему управлению гражданской администрации.

Еще раз: штаб (при группах армий) и управление (в рейхскомиссариате) это немного разные вещи.

Да, Главнокомандование Крымом – это не группа армий, но для него сделали исключение. Все эти вопросы обсуждались на совещании в Симферополе 6 сентября 1942 года. На этом совещании Людольфу-Герману- Эммануэлю-Курту… (короче, Буби фон Альфенслебену) группенфюреру СС и генерал-лейтенанту полиции, было поручено формирование штаба СС и Полицайфюрера СС. Это не «гражданское» образование, это полицейский штаб при военной администрации.

Непривычно? Но это так. Данная структура имела некоторые особенности, которые подтверждают данный тезис. Смотрим?

13.12.1942 была окончательно утверждена структура штаба СС и Полицайфюрера «Крым», в подчинении у которого находились не только полицейские части. Для борьбы с партизанами этому штабу приданы три группы тайной полевой полиции (gFP 711, 720 и 312).

Сам штаб состоял только из полицейских (2 офицера, 2 унтер-офицера, переводчик и 6 караульных). Подразделение службы СД, приданное штабу имело свой штат.

-3
-4
-5

А, вот служба правопорядка (Ordnungpolizei) имела свои особенности. В нее входили:

-полиция (Schutzpolizei)

-жандармерия (военная полиция)

-батальоны самообороны (армейский аналог Шуцманншафт батальонов). «Крымская особенность» заключалась в том, что это были армейские формирования, приданные полиции для борьбы с партизанами и береговой охраны. Они состояли на штате армии, и оснащались за счет военной администрации.

Станции главные станции жандармерии с приданными полицейскими отделениями находились:

-в Симферополе (подчинены станции в Симферополе, Евпатории, Севастополе, Курман-Кемельчи, Ялте).

- в Феодосии (подчинены станции Керчи, Джанкое, Ички

- в Мелитополе (стации Мелитополь, Акимовка, Алешки, Геническ, Каховка).

Обычно принято писать о том, что жандармерия, это и есть военная полиция. Это почти так. Почти, потому, как был еще один вид полиции:Truppenpolizei. Это как раз те военизированные полицейские батальоны, которые формировались для оккупации, и придавались тыловым районам групп армий.

Штабу СС и полицайфюрера был подчинен полицейский батальон I./10, три роты которого располагались в Симеизе, Форосе и Симферополе. Кроме того, напрямую штабу были подчинены два взвода жандармерии (41-й и 42-й).

Что касается батальонов самообороны, которые потом начали называть батальонами «Шума», по аналогии с их гражданскими «собратьями». Изначально (в декабре 1942 года), их было шесть (трехротного состава по 211 человек) и они были, действительно сформированы по национальному признаку, на мобилизационной (а, не добровольной) основе из бывших бойцов рот самообороны и татар, служивших ранее в частях Вермахта. Подразделения эти считались армейскими частями, и их военнослужащие имели солдатскую книжку.

В ноябре 1942 года меняется общий подход к формированию «восточных» частей Вермахта, и в «восточные» части начинают набирать не только «восточников», украинцев и казаков, но и представителей всех народов СССР. (Это общая тенденция). Батальоны перестают быть национальными. Одновременно, на полуостров (из-за нехватки рабочих рук) начинается переселение семей из Краснодарского и Ставропольского края.

В январе 1943 года были сформированы 153-й и 154-й батальоны, но, фактически, они не являлись национальными, а, набирались из жителей Феодосии и Симферополя других национальностей (11 января 1943 года вышло соответствующее распоряжение). В это же время (в соответствии с тем же распоряжением) для борьбы с партизанами, был организован дополнительный набор среди нетатарского населения в остальные батальоны.

По состоянию на февраль 1943 года в составе шуцманншафта числится 7 батальонов, численностью около 2926 человек (из них татар 1278). При этом, из их названия уходит приставка «Krimtatarische», и их все чаше называют не батальоны самообороны (Selbstschutz), а Шуцманншафт-батальоны, при этом они остаются армейскими частями.

152-й батальон, численностью (на момент расформирования) 175 человек, был передан СД и расформирован. На базе этого батальона была сформирована охранная рота СД (три взвода), а, остатки батальона направлены в Севастополь для формирования эрзац-батальона Шума «Севастополь».

154-й батальон (на февраль 1943 года 651 человек, в большинстве, не татар) в оперативное подчинение СС и полицайфюреру передан не был, а использовался для охраны рабочих лагерей, находившихся в подчинении армии.

Весной 1943 года происходит сокращение численности батальонов (в связи с резким снижением численности и активности партизан). Летом 1943 года, в связи с нехваткой личного состава расформировывается 153-й батальон. Осенью 1943 года в составе батальонов числится 1811 человек в семи батальонах (147-151, 154-й и эрзац-батальон).

Для чего я внимательно разбираю этот вопрос? Некоторые отечественные авторы, которые касались этой темы, до конца не разобравшись в вопросе, рисуют картину эдакого «административного хаоса», где функции военной и гражданской администрации перехлестываются между собой.

На самом деле, это результат лени и нежелания разбираться в деталях. Это ошибочная точка зрения, являющаяся проекцией нашего хаотично-гуманитарного «мЫшления». Жандармерия не занималась коммунистическим подпольем, если в результате облавы попадался подпольщик, он передавался в СД. СД не занималась немецкими и румынскими дезертирами, они передавались военным в ГФП.

В реальности, наш противник, обладая с одной стороны достаточно практическим подходом и высокой организацией, с другой стороны проявляя гибкий подход, сумел создать достаточно эффективные полицейские структуры, которые справлялись и с военными и с гражданскими задачами. У противника (несмотря на межведомственные границы) в одной связке (в одном штабе) работали и СД, и тайная полевая полиция, и военная жандармерия и гражданская полиция.

Если интересно, весь этот механизм взаимодействия можно расписать, но это вопрос специфический, и, наверное, не всем будет интересен.