В конце июня вспоминают первый беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку. Экипаж горьковчанина (нижегородца) Валерия Чкалова на самолёте АНТ-25 стартовал в 04:05 18 июня 1937 года. Длительность перелёта составила 63 часа 16 минут. Уже 20 числа советским лётчикам рукоплескал весь мир.
В год 85-летия героического полёта вспоминаем детали исторического события.
Первоклассный лётчик Чкалов
Выдающееся достижение советской авиации 1930-х годов связано с именем Валерия Павловича Чкалова — одного из самых знаменитых уроженцев Нижегородской земли. Валерий родился 2 февраля 1904 года в простой рабочей семье котельщика и домохозяйки в селе Василёво Нижегородской области. Сейчас родина лётчика носит его имя — город Чкаловск.
После школы Чкалов поступил в ремесленное училище, а затем работал кочегаром и молотобойцем. Отсчёт лётной биографии ведут с 1919 года, когда юный Валерий, будучи кочегаром на волжских пароходах, первый раз в жизни увидел самолёт, парящий над рекой. С тех пор он «заболел» небесной стихией.
В 17 лет Чкалов получил направление в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу, а затем был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск — во 2-ю военную школу лётчиков Красного воздушного флота. Там он и совершил свой первый самостоятельный полёт на учебном самолёте «Авро-504к».
В 1928 году при перегонке самолётов из Гомеля в Брянск Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас. Но его лётная биография на этом не закончилась.
В 1929 году Чкалов работал лётчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов. На следующий год он снова в штате Московского НИИ ВВС. К 1932-му на его счету более 800 сложных испытательных полётов.
Беспосадочный полёт и его сложности
Накануне Второй мировой войны бурными темпами развивается авиация, а разные страны соперничают за рекорды. В те годы создают одномоторный трёхместный самолёт АНТ-25. Гигант с размахом крыльев в 34 метра, он обладал превосходными лётными качествами и был удивительно послушен. Полётный вес самолёта вместе с грузом горючего, снаряжения, продуктов — 11,5 тонны — по тем временам очень много. Концепцию самолёта разработал авиаконструктор Андрей Туполев, проработкой деталей занималась бригада инженеров во главе с Павлом Сухим. Для самолёта под руководством конструктор Александра Микулина создали новый двигатель АМ-34Р.
Именно на этом самолёте и совершаются первые дальние перелёты.
Первый беспосадочный перелёт Валерий Чкалов совершает в 1936 году по маршруту Москва — Сахалин. Уже тогда о нём заговорила вся страна.Чкалов посадил машину в тяжелейших условиях на маленький пятачок острова Удд.
Второй подвиг, уже в звании героя СССР, Валерий Павлович Чкалов совершил в 1937 году. 18 июня экипаж самолёта АНТ-25 в составе: командир — Валерий Чкалов, второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков — стартовал с взлётно-посадочной полосы аэродрома Щёлково (ныне Чкаловский). Маршрут Москва — Северный полюс — Ванкувер выдался непростым для советских лётчиков, но спустя 63 часа 16 минут беспрерывного полёта шасси коснулось полосы аэродрома Ванкувер в США.
Героический экипаж радостно встречали жители американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских лётчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт — с командой он общался около двух часов.
«Совершённый русскими подвиг — чудо умения и закалки. Препятствия на пути были велики, риск невероятный, естественные трудности ужасающие. Только воображение может предвидеть практические результаты этого полёта. Пока же это поразительный показатель русского мужества и изобретательности, а также знаменательная демонстрация возможностей дальних полётов», — вот что писала американская газета Detroit Free Press.
Выполнение столь длительного полёта ознаменовало открытие новой эры межконтинентальных связей.
Надо сказать, что полёт проходил непросто. «Самолёт обледеневал три раза, из них один – угрожающе», — цитата из телеграммы экипажа в Москву из Ванкувера.
Пока один пилот был за штурвалом, другой почти непрерывно качал антиобледенительную жидкость — температура в кабине опускалась ниже минус 20 градусов. Экипажу пришлось столкнуться с кислородным голоданием. Изначально учёные считали, что высота облаков в районе полюса не превысит 3500-4000 метров, а значит, лётчикам не придётся подниматься выше. На практике всё оказалось иначе. Пилотировать приходилось на высотах, где не обойтись без кислородной маски. Это привело к дефициту кислорода во второй части перелёта. А непосредственно пролёт над Северным полюсом Чкалов проспал на специальной полке, закреплённой за сиденьем пилота, — настолько устал организм.
Не только погода, но и особенности рельефа заставляли лётчиков постоянно менять эшелон полёта, что сказывалось на расходе топлива.
На родине Чкалова, Байдукова и Белякова встречали как победителей. Кстати, тогда остался почти незамеченным немаловажный факт — мирового рекорда в дальности полёта по прямой линии достичь не удалось. Показатель в 8582 км был рекордом СССР, а не мира. Правда позднее этот пробел устранил Михаил Громов.
Трагическая гибель Чкалова
15 декабря 1938 года, совершая испытательный полёт на истребителе И‑180, Валерий Чкалов трагически погиб. Причиной назвали неустранимую поломку мотора, которая привела к крушению. Лётчик старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтный столб.
В советские годы Чкалов стал одним из самых известных людей. В честь него назывались улицы, школы, станции метро, учебные заведения.
В Нижнем Новгороде бережно хранят память о лётчике. Самый известный монумент с 1940 года установлен вблизи Кремля (у Чкаловской лестницы). Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте, где изображена карта двух полётов чкаловских экипажей: из Москвы в Петропавловск-Камчатский в 1936 году и в США через Северный полюс в 1937-м.
В 2019 году аэропорт Стригино получил имя уроженца Нижегородской области лётчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. В 2021 году у аэровокзала появилось масштабное декоративное панно из стали, на котором изображен маршрут первого в истории беспосадочного полёта через Северный полюс в Ванкувер. Перед ним установлен бронзовый бюст Валерия Чкалова, отлитый по проекту скульптора, народного художника России Салавата Щербакова.
После смерти Чкалова в построенном его отцом доме сделали музей. В нём сохранилась подлинная обстановка и сотни чкаловских вещей. А совсем рядом — ангар, в котором хранится тот самый АНТ-25.
💬 А вы знали, что первый длительный беспосадочный перелёт совершил нижегородец?
👍🏻 Не забудьте поставить лайк, если было интересно, и подписаться на дзен-канал «Нижний 800», чтобы видеть наши новые публикации в ленте.