Детский юмористический журнал «Ёж», издававшийся в Ленинграде с 1928 по 1935 год, теперь доступен в Национальной электронной детской библиотеке! В статье поговорим об истории журнала и его специфике, узнаем, какие авторы печатали в «Еже» свои произведения и кто входил в его редколлегию, изучим подшивку журнала за 1928 год, основные рубрики – «Карту с приключениями», «Кружок умелых ребят», «Стенгазету “Ежа”» и др. – и даже познакомимся с уникальным персонажем журнала Макаром Свирепым!
Итак, в первом десятилетии Советской власти, когда детская литература только зарождалась, роль детских журналов была чрезвычайно значительной. Это обусловливалось обстановкой тех лет. Детскую литературу приходилось создавать заново. Произведений о революции и современности не было, и быстро наладить их выпуск издательства не могли – книги ведь надо было еще написать, нужны были детские писатели. Поэтому журнал, со свойственной ему периодичностью выхода в свет и оперативностью, оказался чрезвычайно необходимым.
В 1928 году появился журнал «Ёж». Почему «Ёж»? Это аббревиатура, которая расшифровывается как «Ежемесячный журнал». Название отвечало характеру журнала – веселого, остроумного, глубокого по мысли и весьма современного, как писал о нем народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский. «Ёж» вскоре стал лучшим и популярнейшим среди современных ему журналов. Первые его номера создавались многими бывшими сотрудниками и авторами журнала «Новый Робинзон» (выходил с 1923 по 1925 г.).
В редакцию журнала входили литераторы, впоследствии широко известные в детской литературе: Н. Олейников, С. Маршак, Лесник (Е. Дубровский), Е. Шварц, К. Высоковский, И. Рахтанов, Николай и Лидия Чуковские и др. Редколлегия «Ежа» неутомимо искала новых авторов среди бывалых людей: украшением журнала были выступления водолаза К. Золотовского, сапера Г. Григорьева, астронома и путешественника Л. Кулика, академика Н. Вавилова, физика М. Бронштейна.
Ни в одном детском журнале того времени отдел поэзии не стоял так высоко, как в «Еже». Ведущими поэтами журнала были С. Маршак, Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров, К. Чуковский, К. Высоковский. Несколько стихотворений напечатали в «Еже» В. Маяковский, Н. Заболоцкий, А. Барто, Н. Чуковский, Н. Венгров, Е. Ильина. Поэзия журнала была необычайно широка и разнообразна в тематическом и жанровом отношениях. Дети находили в своем журнале лирические, сатирические, лироэпические произведения. Редакция «Ежа» хорошо знала особенности восприятия своего юного читателя. Отсюда тот огромный интерес к стихотворным считалкам, загадкам, шарадам, скороговоркам и т. п., который свойственен «Ежу» на протяжении всех лет его существования. Особый внутренний смысл, ритм игры был передан в стихах «Га-ра-рар», «Иван Топорышкин» Д. Хармса, «Кто?» А. Введенского, в сказках К. Чуковского, в загадках Н. Чуковского и С. Федорченко. Под стать детскому возрасту и стремительные, озорные ритмы, ясные, четкие и звучные рифмы. Однако «Ёж» не только готовил детей к восприятию большой поэзии, но и в меру своих сил знакомил с ней: на страницах журнала публиковались отрывки из произведений В. Жуковского, Ф. Фрейлиграта, переводы английских народных песен и баллад.
В беллетристическом отделе «Ежа» впервые увидели свет «Мистер Твистер» и «Война с Днепром» С. Маршака, «Приключения Айболита» К. Чуковского, «Евсей», «Самолет», «Барабан» и «Чудаки» Ю. Владимирова и т. д. «Ёж» первым из детских журналов, следуя советам М. Горького, стал знакомить советских ребят с произведениями русской и зарубежной классики. Здесь впервые опубликованы две сказки Л. Н. Толстого «О муравьях» и «Волк и собака», рассказ А. П. Чехова «Беглец», отрывки из «Войны мышей и лягушек» В. А. Жуковского. В 1934 году печатается «Повесть об удивительной жизни Великого Гаргантюа», а в следующем году – продолжение ее «Повесть о подвигах Великого Пантагрюэля, сына Гаргантюа» Франсуа Рабле с иллюстрациями Густава Дорэ в переводе и обработке для детей Н. Заболоцкого. В годы, когда сказка подвергалась гонению, в журнале появлялись литературные, русские народные и сказки народов СССР.
В 1929 году печатается большая повесть Л. Савельева и В. Цауне «Тысяча путешественников», в 1930-м – Б. Бухштаба «Клеточников» и Г. Дитриха «Казачата», в 1931-м – Л. Тыняновой «Мятежники Горного корпуса», в 1932-м – К. Чуковского «Солнечная» и Ю. Тынянова «Черниговский полк», в 1933-м – В. Валова «Отесовцы».
«Ежа», впрочем, как и «Нового Робинзона», бранили за аполитичность, за отсутствие живой, действенной публицистики. А ведь именно в «Еже» работали в это время лучшие публицисты. Здесь печатались очерки Н. Олейникова «Сколько тебе лет?», «Праздник», «Ютто Браун», «Прохор Тыля», Б. Житкова «Путешествие храброго Ван Гугена», В. Кетлинский «Кто посмел?», М. Ильина «Тысяча и одна задача» и «Цифрыкартинки» – главы впоследствии знаменитого «Рассказа о великом плане» и др.
Публицистика «Ежа» была необычной, непохожей на то, что появлялось в других журналах. Здесь не было длинных передовиц со скучным перечислением цифр и фактов, информации, изложенной казенным языком. Зато из номера в номер в «Еже» появлялась знаменитая «Карта с приключениями», придуманная Н. Чуковским и Е. Шварцем. «Карта» рассказывала юному читателю о самых необычайных событиях, происшедших в мире, – смешных и серьезных: о слонах, сбежавших из зоопарка и перепугавших индейцев, о трагической судьбе негритянского мальчика, отец которого был убит только за то, что его сын осмелился войти в лавку для белых, о туземных ребятах с острова Ява, уничтоживших опыты «доброго» ученого, который выводил новый сорт низкорослого кофейного дерева, чтобы на плантациях можно было в более широких масштабах применять дешевый детский труд, и т. п.
Мастерски сделанный текст сопровождался небольшими, но весьма выразительными рисунками на карте мира. И ребенок, читая сообщение о каком-либо событии, отыскивал то место, где оно случилось. Игровой момент, удачно найденный Н. Чуковским и Е. Шварцем, способствовал пробуждению у детей интереса к событиям политического характера, расширению их кругозора.
Когда в 30-е годы «Карта» стала появляться нерегулярно, в редакцию стали приходить письма с просьбами печатать ее почаще. В эти же годы Детгиз выпускает «Карту» отдельной книгой.
Особый интерес для читателей представляли и другие публицистические рубрики журнала – «Стенгазета “Ежа”», «Говорит “Ёж”» и др.
По материалам журнала «Детская литература». 1968. № 12 / В начале пути, Л. Колесова
«Ёж» помнят как первый наш детский журнал принципиально нового типа – во многом экспериментальный, такой, который был невозможен до революции. И хотя он вобрал кое-что из дореволюционного опыта, выглядело все совершенно иначе. С одной стороны, присутствовала обязательная идеологическая составляющая, поначалу не чрезмерная, но регулярная, с годами усиливавшаяся. С другой, поиска, игровой энергии было так много, что нередко они окрашивали даже идеологические фрагменты. Важно, что это издание в полной мере соответствовало определению «литературно-художественный» – литературы и художеств было в избытке, и отличных.
В известном смысле «Ёж» и есть памятник – легенда нашей детской литературы, а еще, наверное, первый журнал, где Самуил Маршак – другая легенда – максимально приблизился к тому, как видел периодику для детей. Однако памятник это не совсем правильный – далекий от торжественности, бойкий, динамичный, и в то же время содержательный товарищ и собеседник. Поэтому и сегодня мы неизбежно будем читать и рассматривать номера «Ежа» не как что-то архивное, а напротив, живое, то, над чем трудились живые, талантливые и остроумные люди, которых хочется называть современниками.
Кирилл Захаров, исследователь детской литературы.
В подшивке журнала «Ёж» за 1928 год нами обнаружены:
Рубрика «Сделай сам», из которой ребята могли узнать, как изготовить необходимые каждому пионеру вещи – пресс для гербария, лук, сачок или, например, самострел.
Рубрика «Читал ли ты книжку?» (появляется в 3-м номере журнала и в последних номерах за 1928 год). Она помогала юному читателю сориентироваться в многообразии современной литературы и выбрать книжку по душе.
Комиксы. Встречаются почти в каждом выпуске журнала за 1928 год, вероятно, по причине большой популярности этой рубрики у читателей.
В 11-м номере «Ежа» появляется фигура Макара Свирепого. Это псевдоним Н. Олейникова, который вел общественно-политический раздел и писал от имени неустрашимого всадника, единственного в своем роде поэта, сочиняющего стихи прямо на скачущем во весь опор коне.
На страницах журнала регулярно встречаются рисунки таких художников-иллюстраторов, как Пахомов, Штерн, Бонч-Осмоловскоя и др. Картинки не сопровождались каким-либо текстом и, кажется, появлялись на страницах журнала без явной на то мотивации.
Рубрика «Наш сбор». Она представляет собой фотографии, на которых запечатлена деятельность юных пионеров. Снимки в редакцию присылали сами читатели.
Рубрика «Полезные советы». «Ёж» приходил на помощь пионерам в самых разных ситуациях: например, объяснял читателям, как правильно купаться или как подготовиться к 1-му мая.
Редакция журнала стремилась всеми силами набрать как можно больше подписчиков и для этого периодически устраивала лотереи, а также создавала дополнительные бесплатные приложения к журналу. Тем не менее, не можем не обратить внимание на то, что первые номера «Ежа» печатались тиражом 40 000 экземпляров, однако после 5-го номера тираж сократился до 35 000.
Описать все рубрики и уникальные задумки редакции знаменитого «Ежа» в рамках одной статьи невозможно, поэтому предлагаем вам самим окунуться в атмосферу прошлого и и пройтись по страницам журнала, ставшего настоящей легендой детской юмористической периодики.
P.S. Особую ценность этим отсканированным страницам придает тот факт, что оригиналы журналов хранятся в личном архиве Самуила Яковлевича Маршака. Российская государственная детская библиотека благодарит наследников - внука Александра Иммануэльевича и его жену Татьяну Александровну - за предоставленную возможность отсканировать выпуски журналов, которые держал в руках Самуил Маршак.