Найти тему
Свободная Пресса

IKEA уходит из России. Какая судьба ждет заводы и магазины, где когда-то строил бизнес швецкий производитель.

Шведская компания IKEA заявила о полном прекращении бизнеса в РФ, причем слов о каких-то санкциях, на удивление, не прозвучало. Причины чисто экономические, да и этого, в общем-то, следовало ожидать — уже года три дела компании в РФ шли неважно. Проблема, если выражаться деликатно, в неверно выбранной стратегии продаж.

  • «За последние несколько месяцев ситуация с бизнес-процессами и цепочками поставок по всему миру сильно ухудшилась. Ввиду этого мы не видим возможности возобновить продажи в обозримом будущем. Как следствие, группа компаний „Интер ИКЕА“ и группа компаний ИНГКА приняли решение сократить масштаб бизнеса в России», — говорится в официальном заявлении компании.

Допустим. Но про санкции — вообще ничего. И неудивительно. Да, дело вовсе не в ограничениях на поставку в Россию ряда продукции. Чем торговали в данных магазинах известно всем, и подобные товары никогда не фигурировали в санкционных списках. Это было бы чистой воды идиотизмом.

Тем не менее, розничный бизнес закрывается без каких-либо перспектив его восстановления. А все четыре фабрики по производству деталей для мебели выставлены на продажу. Потенциальные покупатели уже есть. Так, питерская компания «Слотекс» — выпускает материалы для мебельного производства — готова купить одну из «шведских» фабрик. Или даже все, тут как пойдет.

  • «В целом, мы в этой отрасли, потому что IKEA наш клиент. Мы поставляли IKEA наши материалы. Мы, может быть, рассмотрим этот вариант и будем расширять производство», — говорит президент АО «Слотекс» Светлана Осипова.

Магазины вроде как тоже могут купить, но тут пока никто конкретно не «засветился».

  • «Иностранные компании в регионе преимущественно продолжают работать. Но вот IKEA накануне форума объявила об уходе, и, как мы видим, уже там три-четыре покупателя на ее активы есть», — сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Но то, что все активы будут так или иначе проданы — это уже из заявления самой компании. Производства купят быстро, да и немного их, а вот магазины, конечно, неликвид. Торговых площадей нынче и так с избытком, а с богатыми ритейлерами напряженка. Однако все это проблемы шведов, точнее, голландцев — компания принадлежит нидерландскому фонду Stichting INGKA Foundation. Интересно иное — почему все-таки удрали?

В конце 2021-го, когда о спецоперации еще не было и речи, руководство компании анонсировало внушительное повышение цен. На всех рынках, в том числе и в России.

  • «В следующем финансовом году — по август 2022 года — мы продолжаем ориентироваться на проблемы у поставщиков, рост цен сырья и энергии. Следующий год не будет легче, чем 2021-й, он будет труднее. Все это сильно съедает нашу рентабельность», — заявил тогда финансовый директор холдинга Inter IKEA Мартин ван Дам.

Что там и как на других рынках нас — простых покупателей — интересует только косвенно. Но интересует. Русские люди ездят по миру, смотрят, и уже лет как несколько всем стало понятно — шведы нас, как бы помягче сказать, обманывают. Одни и те же товары в РФ, Евросоюзе и США стоят совершенно по-разному, причем в нашей стране порой значительно дороже. Даже если просто пересчитывать из долларов и евро в рубли. А уж по сравнению с уровнем зарплат разница совсем уж колоссальная.

Расчеты с ценами IKEA в разных странах несложно найти в Рунете, цифры впечатляют. В общем, очередей на кассу в этих магазинах уже давно не было, люди покупали немного, и исключительно по делу. Если тот или иной продукт конкурентоспособен.

Мебель, к примеру, уже таковой не является, те же кухни при резком оскудении ассортимента — исчезли, в том числе, многие цветовые решения, — очень сильно подорожали. Ситуацию не спасала даже самостоятельная сборка, в мебельных салонах цены на аналогичные конструкции ниже, а выбор намного больше. А ведь еще лет десять назад шведы тут были почти вне конкуренции по соотношению цена-качество…

Аналогично по кроватям, шкафам и прочим предметам меблировки. Дорого, дизайн с каждым рестайлингом становился все более убогим, а цены растут. При этом докупить запчасти и комплектующие к старым моделям уже невозможно. Не выпускается. Аналогично по посуде и прочим аксессуарам.

В структуре продаж IKEA собственно на мебель приходится всего 40% выручки, все остальное — сопутствующие товары. Поэтому заявление от ФАС лишь имитация бурной деятельности. Справиться в реальными монополистами ведомство не в состоянии, они его банально посылают по известном короткому простонародному адресу, поэтому появляются и такого рода пассажи.

  • «IKEA при всех плюсах поджала рынок под себя, и у нас из-за этого сфера производства и торговли мебелью не получила того развития, которое могла бы. То есть существуют отдельные хорошие производства, но компетенции для торговли через специализированные торговые центры, с набором сопутствующих услуг на уровне IKEA, не развиты. Сейчас, возможно, на этом рынке появится конкуренция, производители будут развивать свои сбытовые направления и сферу услуг. И в этом смысле, может быть, даже плюс будет для развития конкуренции от того, что IKEA приняла такое решение», — считает глава антимонопольной службы Максим Шаскольский.

Для справки — в РФ у компании (теперь уже было) всего 14 магазинов, три из которых в Москве, а два — в Питере. Посему говорить о каком-то монополизме просто глупо, число салонов мебели в нашей стране на порядки больше. Да и иностранцы по ряду позиций хорошо конкурируют, по кухням — тот же «Леруа Мерлен» (113 магазинов).

Денег.net. В смысле, у нас, у простых россиян. Это основная причина того, что голландские шведы (или шведские голландцы) покидают рынок. Согласно данным сервиса «Зарплата.ру», большая часть населения РФ включила режим тотальной экономии.

  • «Экономить на расходах этой весной стали 80% россиян. Большинство (44%) стараются экономить на всем. Экономят на отпускных поездках 13% опрошенных, на кафе и ресторанах — 12%, продуктах — 9%, одежде, обуви и салонах красоты — по 7%, технике — 3%, мебели — 2%, ремонтных работах — 2%, алкоголе — 1%, — говорится в результатах опроса.

Бесполезные безделушки и одноразовые товары из IKEA — все по бешеным ценам — также попали под сокращение. Собственно, никакой политики, чистая экономика. «Жадность приводит к бедности», эта старая как мир поговорка как никогда актуальна. Могли бы и удержаться, но пришлось бы пожертвовать частью прибыли. Не захотели. Скатертью дорожка.

  • Во всех странах мира IKEA является магазином для бедных, да и истоки скупого (будем дипломатичны…) шведского дизайна — в истории этой страны. В XVIII веке она превратилась в откровенно третьеразрядное государство, но вовсе не потому, что наш Петр Первый надавал по шапке ихнему Карлу XII. К тому времени все уже было плохо, так как основной предмет экспорта — железо — брали неохотно, появились альтернативные поставщики.
  • А потом шведы и вовсе впали в беспросветную нищету, тут вам не до дизайна. Ситуацию отчасти исправила лишь Вторая Мировая война, когда страна немного поднялась на поставках сырья гитлеровской Германии. Тогда же появилась и компания IKEA, шведы поняли, что в разоренной Европе их убогие (но недорогие!) табуретки будут покупать. Да, покупали.
  • Нам же эту продукцию преподносили как нечто крутое, модерновое и в высшей степени «прогрессивное». Кто-то верил. Увы, это просто убожество. Причем очень дорогое. Люди прозрели, перестали его покупать, и лавочка вынуждена была закрыться. Бывает. Nothing personal, it’s just business.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков