Найти тему
Чердак Умной Эльзы

"Мы должны быть настоящими" - о фильме "Завтра была война"

Каждый год по весне я четыре раза подряд пересматриваю один фильм. Не одна. Я показываю его своим студентам. Тем самым, про которых часто говорят: "Они ничего не знают о нашей истории! У них нет ничего святого!" Так вот, чтобы было - я показываю им фильм "Завтра была война".

Хороший фильм. Только смотреть его нынешним ребятам надо с комментариями. Многие вещи иначе пропадают. Вот я и комментирую. Поэтому смотрим мы долго, в одну пару не укладываемся. Но - это того стоит.

Ребята, мы должны быть... настоящими! - говорит Шефер
Ребята, мы должны быть... настоящими! - говорит Шефер

Само собой, в начале я говорю про то, что фильм-то, в общем, снят студентами. Сначала как курсовую работу отдельные сцены снимали, потом продолжили как дипломную... И дальше им предложили снять полноценный фильм. И про то, как возмущался Борис Васильев, трепетно относившийся к экранизации своих произведений - да он знаменитым режиссерам отказывал, если считал, что они исказят образы и замыслы! И про то, как на глаза Васильева навернулись слёзы при просмотре... И про то, что фильм про их ровесников, только в другое время. В чем-то похожих, а в чем-то - иных.

Тут студенты уже начинают проявлять нетерпение - ну, давайте смотреть- то, заинтриговали!

Минуточку, говорю. Я вас ещё кое-о чем предупрежу. Фильм снимался в 1987 году. Как раз в моду вошла свобода творчества и отражение жизни как она есть. Поэтому в начале будет одна сцена - я знаю, что некоторые начнут ржать. Но на тот момент такие откровения были в норме, и потом не говорите, что я порушила вашу мораль! (Про Зиночку, которая рассматривает своё растущее вширь тело, предупреждать надо. Времена нынче такие. А то обвинят в чём-нибудь нехорошем. Хотя кто никогда не рассматривал себя в зеркале, пусть бросит в меня камень).

Кадр из фильма "Завтра была война" реж. Ю. Кара, 1987
Кадр из фильма "Завтра была война" реж. Ю. Кара, 1987

И вот фильм начинается. По ходу приходится объяснять, кто такие комсомольцы. И почему Искра так странно реагирует на стихи Есенина. А ведь Есенин окажется одной из ниточек, которые придают сюжету дополнительные смыслы. Чтение его стихов - крамола, выявленная Валентиной Андроновной, Есенин - шаг к дружбе Искры и Вики, а потом его стихи звучат на кладбище. И строки "До свиданья, друг мой, до свиданья..." - это ведь последние строки поэта. Последние, что звучат на этой земле для Вики... А ведь в начале - "Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,/ Не знаешь ты, что жить на свете стоит".

-3

Вообще пока я смотрела и пересматривала этот фильм, видела всё больше смыслов и деталей. Вика и Искра - почему у них такая глубокая тяга друг к другу? Разные статусы, разные взгляды на счастье, разное воспитание и быт. Но потом видишь - принципы-то у них одни. А ключик - слова Викиного отца, авиаконструктора: "Счастье - иметь друга, который не отречется от тебя в трудную минуту".

Кадр из фильма "Завтра была война" реж. Ю. Кара, 1987
Кадр из фильма "Завтра была война" реж. Ю. Кара, 1987

Почему уходит Вика? Так потому-то и уходит. Думается, она понимает, что отец вряд ли вернётся. Но предать его не может. Отречься - предать. Для Вики здесь нет вариантов.

А Искра? Если вы помните финальные слова в фильме, вы помните и то, что и Искра, и её мама - не предали.

Кстати, мама Искры - персонаж безымянный. "Товарищ Полякова". Есть в этом определённое самоотречение ради Дела. И вот тут интересно - как в фильме звучит и переплетается судьбами дуэт школьниц-комсомолок Вики и Искры, так есть и ещё одна важная группа-трио: директор школы, инженер-авиаконструктор, комиссар. Между ними больше, чем кажется на первый взгляд. И это - Гражданская.

Директор в этом трио - во многом романтик. Идеалист в лучшем смысле слова. Как он мечтает, что все в школе перемешаются и начнётся дружба! (Беспорядок начнётся и брожение умов, читается на лице завуча Валентины Андроновны).

Только идеалист и романтик может распевать со своими школьниками бодрые песни и учить их, как поить коня в Сальских степях. Только он верит, что дело Люберецкого - ошибка, и можно во всём разобраться.

Учеников своих он учит простым, ясным и вечным аксиомам:

- А что такое настоящий мужчина? Настоящий мужчина, это такой мужчина, который любит только двух женщин: свою мать и мать своих детей.
- Настоящий мужчина, это тот, кто любит страну, в которой родился
- Настоящий мужчина это тот, кто отдаст последнюю пайку другу, даже если ему самому суждено умереть от голода.
- Настоящий мужчина, это тот, кто любит всех людей, и уважает всех людей, и ненавидит врагов этих людей, и надо учиться любить. И учиться ненавидеть.
Вот эти самые главные предметы в жизни...

И основная его идея - растить граждан нового социалистического общества.

Люберецкий...

Люберецкий воевал с товарищем Поляковой в одной дивизии. Люберецкий был знаком с Маяковским и спорил с ним. Он выходец из новой советской интеллигенции. (Тут студентам приходится объяснять, что в те годы авиаконструкторы - элита, как и лётчики. Но если лётчики больше рисковали телом, то авиаконструкторы - головой. Неудачная конструкция, неверный расчет, авария при испытании могли привести к обвинению во вредительстве). У него свой фронт в мирное время... Люберецкий - это интеллект, помноженный на честь и совесть. А для Вики он друг, образец, идеал - как и для Искры её мама. Комиссар.

-6

Комиссар Полякова фигура здесь при всей внешней однозначности самая непростая. Для неё Гражданская так и не кончилась. Она бьётся и воюет по всем фронтам. Только методы изменились. И дочь на втором плане. Но Искра привыкла не ныть и решать свои проблемы самостоятельно. Вырабатывать характер.

Полякова воспринимается воплощением прямолинейности до фанатизма. Но когда Зиночка прибегает с сообщением об аресте Люберецкого, мы вдруг слышим хриплый хохот, переходящий в истерику.

(Тут от телефонов под партами отрываются даже самые непробиваемые. А те, кто смотрел внимательно даже вздрагивают - и всегда здесь появляются вопросы - почему она так? Что с ней? И мы думаем и предполагаем. Возможно, комиссар-то орёт в фильме не просто так. Орут-то ведь когда надо заглушить собственные сомнения. И страхи. За то ли воевала товарищ Полякова? Эти ли идеалы защищала с винтовкой в руках?)

Я думаю, что Полякова понимала, что не всё так однозначно, как в трудах товарища Сталина. Но ведь готовится новая война, и нельзя допустить слабости. А ещё у неё дочь. И она, понимая, что она "плохая мать" всё равно пытается защитить своего ребенка. Она, не знающая преград, требует от Искры "не устраивать панихиду". Она понимает, что последствия могут быть катастрофическими...

Прямая. Жертвенная. Сильно и точно воплощенная Ниной Руслановой. И есть ещё один момент - кадр на авиационном празднике. Героиня здесь похожа и на иконописную мать с картины Петрова-Водкина, и на "Делегатку" Ряжского (галерея):

Единственный момент, где героиня безмятежна... Но здесь особенно видно, что она навсегда осталась там - и на полях той войны, и в идеологических битвах 20-х.

Единственный раз мы слышим от неё "Кажется, я скоро надорвусь" - в беседе с директором. Он - свой. При нем можно дать слабину. На секунду. И снова несгибаемая товарищ Полякова уходит в очередной бой. Теперь за Люберецкого - потому что она имеет право.

-8

Тема ребят, их дружбы, влюблённости более близка студентам. Это понятно. Это - про них. Но вот собрание, где Вика должна отречься вызывает возмущение и непонимание.

- Отречется, как думаете? - спрашиваю.

- Нет, конечно! - дружно. - А что?..

- Смотрим дальше, - говорю.

Они надеются на хэппи-энд, добрые дети, успевшие проникнуться симпатией к ребятам и отвращением к Валендре. И когда на вопрос Валентины Андроновны, где Люберецкая, Зиночка в растерянности говорит: "В морге" - это удар.

Добровольный уход Вики - трусость ли это, как говорит Валентина Андроновна? И однозначный ответ студентов - нет. Здесь не про слабость. Здесь про честь. Про не-предательство. Вика не нашла другого выхода. И, наверно, это потребовало от неё мужества?

И похороны Вики, и возвращение её отца они уже смотрят другими глазами. И долгий проход солдат под песню "Священная война" - тоже смотрят.

Они, конечно, не понимают, почему директор сидит посреди комнатки с чемоданом наготове. Почему переглядывается с женой, когда в дверь стучат. Но это не за ним. Это к нему - его ученики. Те, с которыми он пел про красных кавалеристов...

Есть ещё одна песня в фильме - та, которую поют ребята на вечеринке в подарок имениннику. Звучит она как дворовая, но на самом деле написал её достаточно популярный в своё время поэт Иосиф Уткин. И в этой песне тоже предзнаменование:

-9

Мальчишку шлепнули в Иркутске.
Ему семнадцать лет всего.
Как жемчуга на чистом блюдце,
Блестели зубы у него.

Над ним неделю измывался
Японский офицер в тюрьме,
А он все время улыбался:
Мол, ничего «не понимэ».

К нему водили мать из дому.
Водили раз,
Водили пять.
А он: «Мы вовсе незнакомы!..»
И улыбается опять.

Ему японская «микада»
Грозит, кричит: «Признайся сам!..»
И били мальчика прикладом
По знаменитым жемчугам.

Но комсомольцы
На допросе
Не трусят
И не говорят!
Недаром красный орден носят
Они пятнадцать лет подряд.

…Когда смолкает город сонный
И на дела выходит вор,
В одной рубашке и кальсонах
Его ввели в тюремный двор.
Но коммунисты
На расстреле
Не опускают в землю глаз!
Недаром люди песни пели
И детям говорят про нас.

И он погиб, судьбу приемля,
Как подобает молодым:
Лицом вперед,
Обнявши землю,
Которой мы не отдадим!

Как перекликается эта песня, её спрятанные за кадром строки с финальными словами директора школы, который просто и печально вспоминает о своих учениках! Которых учил любить. И научил ненавидеть.

И напоследок вспомню слова, что говорит Люберецкий об искусстве:

- Мне по душе искусство, где вопросительные знаки предпочтительней восклицательных. Восклицательный знак - это указующий перст, а вопросительный... вытягивает ответ из вашей головы! Искусство должно будить мысли...

- Нет! Искусство должно будить чувства!

- Искусство должно идти к мысли через чувства. Тревожить человека, заставлять его болеть чужими бедами. Довольство собой порождает леность души.

Мне кажется, что фильм чувства будит. И будит мысль. Но иногда надо помочь нашим ребятам увидеть эту мысль. Или поискать её вместе. И болеть чужой бедой. И тогда - возможно! - однажды они начнут искать и думать сами.

Остаюсь искренне ваша - Умная Эльза.

#чтопосмотреть #фильмыовойне #фильмыоподростках #историяссср