Карточные игры были известны в России ещё с XVII века. Монархи пытались бороться с этим пристрастием самыми различными способами от лишения рук и пальцев при Алексее Михайловиче, битья кнутом и денежных штрафов во времена Петра I, до введения чёткого разграничения между запрещёнными азартными играми и разрешёнными «коммерческими» играми при Елизавете Петровне.
При Екатерине II карточные игры уже стали неотъемлемой частью досуга российских дворян. Без такого увлечения невозможно себе представить галантный XVIII век. Играли в дворянских имениях, одними из основных центров азартных игр с 1770-х годов стали английские клубы( "англицкие клобы"), в Петербурге и в Москве. Членство в таких клубах настоящих джентльменов, было крайне важно и престижно для дворянина. На них помимо вкусных светских обедов, могли обсуждаться как личные вопросы, так и дела государственной важности т.н. закулисная политика.
Императрица преследовала азартные игры и издавала множество указов об их запрете. Наказанием для картёжников был арест и сидение в тюремной камере под неусыпным оком караульных.
Так, сенатским указом были признаны азартными запрещенными играми «банк», «фаро», «квинтич», а коммерческими – «ломбер», «кадрилия», «пикет», «контра», «панфил».
В 1766 г. Екатерина II издаёт Указ "О неигрании в запрещенные игры":
«Ныне в картежной игре преступники оказались, из коих одним другому проигрывана была денежная сумма, почти превосходящая настоящий его капитал, а не имея наличных денег, даны были в оном на имена разных купцов вексели и на недвижимое имение закладная, под которой сверх игроков свидетелем подписался третий, зная, что та закладная не в заемных, но в проигрышных деньгах сочинена, за что все те преступники подвергали себя той же строгости, какая в указах о неигрании предписана».
В 1771 г. другим указом императрицы было запрещено выплачивать долг по картёжной игры, «а также платить деньги займодавцам, заведомо давшим денег на игру». Долг по игре подтверждённый векселем, указом также не признавался.
Теперь карточный долг превратился в дело чести каждого игрока, а неуплата долга, было несмываемым пятном на репутации дворянина, и приравнялась к отказу от дуэли.
Участие в запрещенных играх наказывалось штрафом в размере 2-х годовых жалований, деньги в игре конфисковались, половина этой суммы идет доносчику, четверть – полиции, четверть – на благоустройство больниц и госпиталей.
Екатерина II, была дамой умной и предприимчивой, решила заработать на азарте своих подданных, с пользой для государства, разумеется.
В пользу воспитательных домов была введена пошлина на ввоз игральных карт. Если колода карт доставлена из-за рубежа, то налог составлял 10 копеек, а отечественная – 5 копеек. Большая часть карт в Россию привозились из-за границы, огромной популярностью пользовались карты из Германских государств. Сама Екатерина играла немецкими картами.
В апреле 1782 г. для профессиональных игроков, содержателей и посетителей игорных домов, кредиторов и шулеров, вводится уголовная ответственность. Тем самым признавался факт мошенничества в азартных играх.
Однако в том же году штраф за карточную игру был снижен до 12 копеек. Теперь даже небогатые слои населения могли сыграть несколько партий в карты, сильно при этом не разорившись.
Государыня с досадой говорила про игроков:
«Эти люди никогда не могут быть полезными членами общества, потому что привыкли к праздной и роскошной жизни. Они хотят всю жизнь свою провести в этой пагубной игре и таким образом, лишая себя всего своего имения и нисколько об этом не заботясь, делают несчастными и других, которых они обманывают и вовлекают в игру!»
Здесь Екатерина II продолжала политику своих предшественников, она пыталась спасти от разорения и нищеты представителей дворянских семей. Дворяне за игральным столом могли проиграть не только деньги, но и имения, своих жён и крепостных крестьян.
Узнав, что в Москве промышляют карточные игроки, императрица с раздражением писала к московскому главнокомандующему (градоначальнику):
«Иностранцев высылайте за границу, а своих унимайте; а если нужно будет, то пришлите ко мне именной список их. Я велю публиковать об них в газетах, чтобы всякий мог их остерегаться, зная ремесло их.»
Генерал Василий Левашов был заядлым игроком в карты. Государыня сказала ему при встрече: «А вы всё-таки продолжаете играть?» – «Виноват, ваше величество, играю иногда и в коммерческие игры.» Великая императрица хотела проявить свой гнев, но она лишь рассмеялась. Однако Левашов не стал изменять своей привычке, и после замечания Екатерины. Уже при Александре I был издан указ «об истреблении непозволительных карточных игр», где указывалось, что:
«толпа бесчестных хищников, с хладнокровием обдумав разорение целых фамилий, одним ударом исторгает из рук неопытных юношей достояние предков, веками службы и трудов уготованное».
Император, однажды встретил Левашова и спросил у него: «Я слышал, что ты играешь в азартные игры?» – «Играю, государь», – спокойно ответил Левашов. «Да разве ты не читал указа, данного мною против игроков?» – «Читал, ваше величество, – возразил Левашов, – но этот указ ко мне не относится: он обнародован в предостережение «неопытных юношей», а самому младшему с кем я играю – пятьдесят лет».
Тяга к азарту, желание человека испытать свою удачу, потерять всё или же сорвать большой куш, была всегда, и во все времена. Остаётся сейчас и будет потом, ведь такова природа человека.
В следующей части, мы поговорим о карточных пристрастиях самой Екатерины Великой и её двора.
#история #наука #историяроссии #карточныеигры #карты #российскаяимперия #екатеринавеликая #историяроссийскойимперии