Расширенную видеоверсию этой статьи можно посмотреть на моем Ютуб-канале по этой ссылке.
Дорогие друзья! Как всегда, предупреждаю тех, кто не читал роман и не смотрел ни одной экранизации - но хотел бы это сделать в будущем. Не смотрите пока эту статью и видео, потому что в них я назову имя преступника.
Как говорили Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов, "зритель любит детективные фильмы". Мне детективы нравятся даже не потому, что я знаю, чем закончится история, а потому, что интересно наблюдать "дуэль умов" преступника и сыщика. Особенно, когда речь идет об Эркюле Пуаро и его знаменитых маленьких серых клеточках.
Это было предисловие. Теперь по существу.
10 февраля 2022 года в России прошла долгожданная кинопремьера, которую много раз откладывали по причине пандемии. Зрители наконец увидели новую, третью в истории экранизацию классического детектива Агаты Кристи "Смерть на Ниле". Прежние экранизации и театральные постановки этого романа видели свет и под другими наименованиями - "Роковое путешествие" и "Убийство на пароходе "Карнак"". Прежние экранизации датируются 1978 и 2004 годами. В целом оригинальный сюжет Кристи сохранен везде, однако, на мой субъективный взгляд, третья экранизация пострадала от "режиссерского видения" больше других.
Но что меня именно разочаровало? Почему, если фильмы 78-го и 04-го я пересматриваю периодически, новый фильм пересматривать не тянет? Давайте по порядку. Начнем с сюжета.
Что мы имеем в книге? 1937 год. Молодая наследница миллионного состояния, богатая и красивая англичанка Линнет Риджуэй, после долгих лет разлуки встречается со своей школьной подругой - наполовину француженкой, наполовину американкой Джеки де Бельфор. Джеки жила эти годы в бедности, но сейчас она счастлива, потому что влюблена и собирается замуж. Ее жених, Саймон Дойл, обедневший английский дворянин и очень простой по натуре человек, недавно был уволен с работы. Джеки просит Линнет устроить Саймона на работу управляющим в ее новое загородное поместье, и тогда у пары появятся деньги и на свадьбу, и на медовый месяц, который они хотят провести в Египте. Линнет соглашается. Через несколько месяцев чета Дойлов проводит свадебное путешествие в Египте - но Саймон женат не на Джеки, а на Линнет. Заурядно? Пожалуй, да. Но Джеки преследует бывшего жениха повсюду. В итоге вся троица оказывается на круизном пароходе "Карнак", совершающем увеселительный рейс по Нилу. В один из вечеров Джеки напивается вдрызг и при свидетелях устраивает Саймону истерику. Итогом истерики становится то, что Джеки чуть не пристрелила Саймона (она всюду возит с собой дамский пистолет) - к счастью, пуля попала только в ногу. Но утром выясняется, что из того же пистолета глубокой ночью была насмерть застрелена Линнет... Пистолет пропал.
К несчастью для преступников, на том же пароходе праздно отдыхает Эркюль Пуаро, в очередной раз пытающийся заявить миру, что отныне он простой пенсионер. Тем не менее, Пуаро блестяще раскрывает замысел преступников. Джеки и Саймон спланировали, что Саймон женится на Линнет, потом застрелит ее, обеспечив себе и Джеки алиби - и через приличествующий трауру срок женится на "поддерживающей его в горе" прежней возлюбленной.
Так вот, камнем преткновения стало то, как по замыслу режиссера Кеннета Браны выглядит в фильме Джеки. Что это за личность по книге и по предыдущим экранизациям - и что получилось сейчас?
В книге, когда наступает развязка, читатель дается диву: как это мы раньше не разглядели, что Джеки не та, какой старается казаться? Из демонстративно-импульсивной барышни она превращается в расчетливого, предельно реалистичного, прагматичного злодея, организатора и мозговой центр преступления. А можно ли было предсказать, что Джеки вовсе не та, за кого себя выдает? На мой взгляд, можно - и по книге, и по предыдущим экранизациям.
Каким образом? Да хотя бы потому, что девушку, являющуюся импульсивным истероидом (таким типажом, который строит из себя Джеки), вряд ли заинтересовал бы "простачок", то есть наивный, недалекий и инфантильный Саймон Дойл - и в качестве возлюбленного, а тем более в качестве мужа. Тем не менее, Джеки выбирает именно Саймона. Хотя ясно: ей предстоит быть ему "женой-мамочкой" - а это то, от чего демонстративная девушка будет бежать, как от огня. Демонстративной девушке нужен или "денежный мешок", который будет поддерживать ее яркость финансово, или внестандартный гений, который своей непохожестью на других усилит внимание к его спутнице тоже. Кстати, демонстративная девушка может не пожелать замужества, ибо с одним партнером ей может быстро наскучить. А вот расчетливая реалистка, любящая власть и контроль, будет безмерно счастлива иметь рядом такого мужчину, как Саймон - и именно привязав его к себе узами брака.
Далее. В своем преследовании молодоженов Дойл Джеки донельзя упряма. Демонстративная девушка на ее месте переколотила бы всю посуду, выплакала все слезы - причем напоказ, а вкупе с выраженной импульсивностью принялась бы палить из пистолета сразу. И потом такая барышня или быстро переключилась бы на новую "жертву", или впала бы в депрессию и попала в руки психиатров. А Джеки совершает свой, как бы мы сказали сегодня, сталкинг в отношении четы Дойл с олимпийским спокойствием. Какой же это истероид? Это расчетливый и целеустремленный реалист.
Это в книге. А в новом фильме мы что видим? Актриса Эмма Маккей "попала" в образ Джеки только внешностью. И то, в экранизации 1978 года у Мии Фэрроу попадание в книжный "двуликий" образ Джеки получился лучше, несмотря на то, что внешне она совершенно не похожа на ту Джеки, которая описана у Кристи (у леди Агаты Джеки - миниатюрная смуглая брюнетка, а Миа Фэрроу - рыжеволосая зеленоглазая ирландка среднего роста). Но - в новом фильме достоинства Джеки ограничились внешностью. По характеру нам была показана в чистом виде истероидно-импульсивная дамочка. И то, как хладнокровно она таскается всюду за Дойлами, в итоге выглядело чужеродно. Ну, и довершили отрицательное впечатление заключительные сцены фильма, когда Пуаро разоблачает Джеки и Дойла. Это Саймон, а не Джеки, должен (извините за выражение) блеять от неуверенности: "Что же на-а-ааам теперь де-е-е-еелать?" - а Джеки должна наконец в ответ показать свой железный стержень без капли совести. А в фильме Джеки, а не Саймон, предстает в итоге недалекой, неумной и инфантильной. Тем самым то, за что ценишь по-настоящему качественный детектив - то есть логика - из фильма в значительной степени ушло.
И поэтому я бы настоятельно рекомендовала тем, кто начал знакомство со "Смертью на Ниле" с фильма 2022 года, обязательно посмотреть две другие экранизации, а лучше всего - прочитать книгу.