Вот и наступила последняя часть нашего цикла, в рамках путешествия по истории проведения такого явления, как предметные олимпиады. В этой части мы увидим, как из физико-математических, олимпиады превратились во всеобщее явление. Начнём!
Олимпиады по гуманитарным предметам, таким, как русский язык, литература, история и обществознание начинают проводиться после распада СССР.
С 1996 г. в России проводится ежегодная Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку. Отличительными особенностями её является место проведения - это провинциальный города европейской части России, с богатой историей и культурой.
Основными ее целями, как отмечают организаторы, является приобщение учащихся средней школы к общегуманитарным ценностям: любви к родному языку и языку народов России, к величайшей культуре нашей страны. Помимо этого, следуют уже традиционные цели выявления талантливых школьников, одаренных лингвистической интуицией и способных к плодотворному изучению русского языка в высших учебных заведениях.
Как отмечал советский и российский лингвист Л.И. Скворцов, …Это не должна быть «большая контрольная работа» по русскому языку. <…> Ведь после… предварительных отборов к нам приедут по-настоящему грамотные, начитанные и талантливые, творческие ребята. Вот тут и будем искать «гвоздь» и смысл нашего финального этапа. Суть не в знании школьной программы по русскому языку «от и до», не в зазубренных механически «правилах и исключениях», а в лингвистической одарённости подростка, в его свободном владении родным словом, в умении выразить свою любовь к его смысловым и художественным богатствам. Короче, будем искать и поддерживать новых Шахматовых, Буслаевых, Виноградовых, Дашковых и Ахматовых".
Олимпиады по предмету "История" начинают появляться в 1990 г., однако федеральном уровне они появляются довольно таки поздно, в 2000 году, усилиями Министерства образования и науки РФ в рамках Всероссийской олимпиады школьников.
Первая олимпиада такого уровня прошла в Великом Новгороде. В 2002 г. принимающим городом стал Псков, в 2003 - Санкт-Петербург. Сегодня, в заключительных этапах этой олимпиады, принимают участие школьники - представители более 50 регионов нашей страны . Таким образом, олимпиада помогает множеству учащихся проявить оригинальность мышления, собственную гражданскую позицию, а также, продемонстрировать свои навыки в нестандартном решении заданий и в глубоком понимании отечественной истории.
В разные годы в состав оценивающего жюри олимпиад входили авторы школьных учебников и пособий по Всеобщей истории и истории России, профессора, доктора и кандидаты наук: А. С. Орлов, И. Н. Данилевский, И. Л. Андреев, А. А. Данилов, В. В. Кириллов, П. А. Баранов, М. Ю. Брандт, С. И. Козленко и другие.
Традиционно проведение заключительного этапа олимпиады курируется историческим факультетом МГУ. Последняя на данный момент олимпиада проходила в Ульяновске с 23 по 28 марта 2021 года.
Вот и подошёл к концу наш цикл, посвящённый истории проведения предметных олимпиад, во многом, сыгравших ключевую роль в становлении современного образования в школе. Увидимся на полях исторического журнала!