Найти тему

«Важно, что мы не откладываем в долгий ящик инициативы, которые озвучивают предприниматели»

Оглавление

Малый и средний бизнес Казани сумел пережить ковидный кризис и адаптироваться к новым реалиям после начала СВО, но не без помощи властей города.

Прекращение поставок сырья и  продукции из недружественных стран, рост цен на комплектующие, логистика – проблемы, с которыми сегодня приходится справляться предпринимателям. Однако и среди трудностей есть место положительным. В подробностях о том, как живет бизнес Казани рассказала и.о. председателя Комитета экономического развития Гузель Мингазова.

Общепит и торговля – движущая сила

Несмотря на сложности и внешние потрясения, малый и средний бизнес в Казани уверенно держит свои позиции, и даже наращивает мощь. Только за пять месяцев этого года общий прирост МСБ относительно показателей прошлого года за аналогичный период составил 4,2 процента.

Всего к маю текущего года в Казани зарегистрировано около 81 тысячи субъектов МСП, из которых 44,5 тысячи - малые и микропредприятия, 195 – средние,  более 36,9 – индивидуальные предприниматели.

При этом, по словам спикера, в городе сократилось число малых предприятий (на 955), что объяснимо реакцией бизнеса на современные реалии, направленные на оптимизацию хозяйственной деятельности. В то же время увеличилось число ИП и самозанятых (на 4238 и 8980, соответственно).

-2

Отдельно Мингазова подчеркнула, что малый бизнес Казани преимущественно представлен в отраслях торговли и общественного питания - порядка 50 процентов всего сектора. Среди других наиболее популярных сфер – строительство, обрабатывающее производство, транспорт.

Предприниматели несут копейку в городской бюджет

Немалый вклад казанские предприниматели вносят в пополнение казны. По итогам первого квартала этого года в казну города за счет налоговых поступлений от малых и средних предприятий поступило около 1,5 млрд рублей. Из них 93,6 млн рублей собрали самозанятые.

Ведущую роль за собой казанские предприниматели застолбили и в развитии интернет-торговли в Татарстане, которой власти республики уделяют все больше и больше внимания. В прошлом году выручка столичных бизнесменов на просторах маркетплейсов составила почти половину от общих региональных показателей – 9,5 млрд рублей (41 процент).

- Положительная динамика сохраняется. Сегодня 11 277 казанских предпринимателей успешно работают на таких маркетплейсах как Ozon, WildBerries и KazanExpress, - сказала об этом Мингазова.

-3

Столичные власти помогли бизнесменам сэкономить 43 млн рублей

Системная поддержка федерального центра, республики и муниципалитета – это три кита, на которых, по словам Мингазовой,  устойчиво держится МСП. В этом году в рамках федеральных мер помощь получили 961 субъект МСБ из Казани на общую сумму 17 млрд рублей. За счет возможностей республиканских поддержку получили 250 субъектов на 767 млн рублей.

- Кроме материальной, предпринимателям оказывается и нематериальная помощь, - отметила спикер. – Например, выход на маркетплейсы, обучение подготовке отчетов и бухгалтерскому учету, знакомство с инструментами интернет-маркетинга, участие в ярмарках и выставках и многое другое.

Непосредственно в Казани для предпринимателей уже третий год действует пакет антикризисных мер. Например, в марте этого года возобновили мораторий на штрафы предпринимателей за нарушение правил благоустройства не несущих угрозы жизни для граждан.

- Всего с 15 марта вынесено 979 предупреждений. Если по этим нарушениям накладывался бы даже минимальный штраф, предпринимателям пришлось бы заплатить 43,5 млн  рублей, - рассказала Мингазова.

Кроме того, в антикризисный пакет вошли:

- Льготный режим работы муниципальных парковок;

- Отсрочка платежей за этот год на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- Бесплатное размещение веранд на муниципальной земле при своих заведениях (в настоящее время открыто 93 веранды, ожидается заключение еще 68 договоров).

- Программа «Арендные каникулы» (из 100 объектов, включенных в программу, 50 арендованы предпринимателями на льготных условиях под медицинские центры, салоны красоты, спортивные студии, хостелы и пр.).

-4

Казань вывела Татарстан в топ регионов с лучшим инвестклиматом

Среди сегодняшних главных проблем казанских предпринимателей, по словам Мингазовой, прекращение поставок сырья и продукции из недружественных стран, резкий рост цен на комплектующие, проблемы с логистикой. Эти и другие вопросы бизнесмены решают на Антикризинсом штабе. Его создали три месяца назад под руководством мэра города Ильсура Метшина и за это время состоялось 45 рабочих встреч, на которых 225 организаций из различных отраслей экономики озвучили свои проблемы.

- Работа штаба позволяет оказать содействие предприятиям производящим импортозамещающую продукции. В частности предприятия текстильной промышленности столкнулись с перебоями поставки необходимого для изготовления продукции сырья. При участии Минпромторга республики и предстватедьства Узбекистана были заключены контракты на поставку текстильных материалов, - рассказала и.о. председателя Комитета экономического развития.

В целом, по словам спикера, правительство республики и власти города реализуют огромное количество мер поддержки для дальнейшего развития бизнес-индустрии. Всю актуальную информацию об этом можно найти на сайте мэрии Казани по вкладке «Бизнес в Казани» и по телефонам горячей линии: 8 (843) 299-18-83 и 8(843) 299-15-80.

К слову, встречи с бизнес-сообществом проходили не только в рамках работы антикризисного штаба, но и на форуме Made in Kazan, «Гастрофесте» на Лебяжьем озере, стратегической сессии для представителей сферы гостеприимства I help Kazan.

- В таких мероприятиях нуждается и муниципальная власть, и представители бизнеса. Это нужно, чтобы правильно корректировать решения в быстро меняющейся ситуации. Важно, что мы не откладываем в долгий ящик инициативы, которые озвучиваются на встречах. Одна из них была по проведению гастрофестиваля. Встречи будут продолжены, – отметил мэр.

-5

Кроме того, Метшин подчеркнул, что еще на Петербургском международном экономическом форуме было отмечено: Татарстан по инвестиционному климату  уступает лишь Москве.

- Удельный вес Казани в этом более 50 процентов. Нам этот результат важен не только потому, что это какое-то достижение, это, прежде всего, оценка самочувствия бизнеса столицы и Татарстана в том числе, - подытожил он.