Коалиция президента Франции Эмманюэля Макрона «Вместе!» потеряла большинство во втором туре выборов в нижнюю палату парламента. Ей не хватило свыше 40 мест. Теперь Макрону и его соратникам придется идти на компромиссы с другими партиями. Ведь без союзников в Национальном собрании продвигать многие элементы предвыборной программы недавно переизбранного на второй срок французского лидера станет невозможным. Перспективы развития этой ситуации оценила эксперт.
Формально победителем второго тура парламентских выборов во Франции стала коалиция «Вместе!». С 245 мандатами она по-прежнему считается крупнейшей политической силой в следующем составе Национального собрания. Но вместе с тем Макрон и его сторонники не добились абсолютного большинства в нижней палате французского парламента. Для этого им были необходимы 289 депутатских мест из 577.
Левый блок «Новый народный экологический и социальный союз», возглавляемый Жан-Люком Меланшоном предсказуемо занял вторую строчку на выборах, получив 131 место в Национальном собрании и фактически обеспечив себе роль ведущей оппозиционной силы в нижней палате нового состава.
И настоящим успехом прошедшие выборы стали для «Национального объединения» Марин Ле Пен. Правые популисты получили 89 мандатов. Такой результат дает им право сформировать собственную фракцию в Нацсобрании страны.
«Эта группа будет на сегодняшний день самой большой в истории нашей политической семьи, — отметила ультраправый экс-кандидат в президенты Франции. – Это доверие обязывает нас, мы достигли наших целей: сделать Макрона президентом меньшинства, без контроля над властью».
Правоцентристская партия «Республиканцы» тем временем получила 61 место в Национальном собрании. Характерно, что голосование состоялось при очень низкой явке: выборы проигнорировали около 54% избирателей.
Наблюдатели сравнили результаты выборов во Франции с «политическим цунами». Большинство экспертов полагают, что нынешние итоги голосования станут для французского лидера и его соратников предвестником серьезных внутриполитических проблем. Макрону и его команде придется идти на компромиссы с другими партиями. Дело в том, что без хотя бы ситуативных союзников и партнеров в Нацсобрании продвигать многие элементы предвыборной программы президента станет невозможным.
Эмманюэль Макрон также может создать правительство меньшинства. Однако оно будет иметь лишь ограниченную административную власть и, вероятно, даже не сможет в конце года самостоятельно принять законопроект о бюджете.
Более того, в качестве главы государства Макрон имеет право в любое время объявить досрочные парламентские выборы. При этом никто не может гарантировать, что он сможет восстановить утерянное большинство.
«Ситуация, в которой оказался Эмманюэль Макрон, действительно непростая, но ему придется с этим как-то работать, - комментирует «МК» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Арина Преображенская. – Распустить Национальное собрание он не может, потому что получит тот же результат. В данный момент у французского лидера есть лишь два пути.
Прежде всего он может начать искать какой-то постоянный союз, к примеру с «Республиканцами». По некоторым сюжетам - таким как пенсионная реформа или бюджет - сторонам удалось бы найти общий язык. Однако вся сложность заключается в том, что «Республиканцы» избираются как оппозиционная сила и совершенно не стремятся объединяться с Макроном. Во всяком случае, их руководство такой пакт уже отвергло. Конечно, кого-то из них можно будет перетянуть на свою сторону, но это произойдет далеко не завтра. А главе государства не хватает много голосов, примерно 40–45».
Более того, по словам эксперта, реальные союзы будут просматриваться в зависимости от принимаемых в ближайшее время законопроектов. Есть инициативы, которые будут поддержаны одним политическим силам и подвергнуты критике другими.
«Однако и здесь есть определенные трудности, - продолжает политолог. – Для этого желателен премьер с большим политическим опытом. А Элизабет Борн (она была поставлена во главе французского правительства совсем недавно, 16 мая – «МК») – технократ. Она назначалась, чтобы проводить реформы. У нее за плечами Национальная школа мостов и дорог. То есть она никакой выборной должности никогда не занимала. Значит, будет учиться.
Плюс ко всему у Макрона серьезные потери среди его соратников. Не удалось переизбрать бывшего председателя Национального собрания и главу группы партии «Возрождение» (бывшее движение «Вперёд, Республика!» - «МК») в Национальном собрании.
Поэтому сейчас Макрон и его соратники думают о том, что делать дальше. Не случайно они в воскресенье советовались три часа, прежде чем Элизабет Борн наконец выжала из себя двухминутную речь. Главе государства в любом случае придется искать различные варианты решения этой задачи методом проб и ошибок».
Еще один вопрос связан с тем, насколько президенту Макрону теперь удастся продвигать свои реформы, считает эксперт. Переизбрания в целом не очень хорошо на них сказываются. Однако французскому лидеру не остается ничего, кроме как «энергично стремиться в новый для него политический опыт».
«Думаю, что Макрон все-таки будет стараться привлечь «Республиканцев» по некоторым сюжетам, - отметила Арина Преображенская. – Возможно, попробует привлечь социалистов, но их там всего двадцать с небольшим. Поэтому это тоже не вариант.
Если говорить об оппозиции, то Марин Лен Пен еще в воскресенье вечером заявила, что будет представлять конструктивную и твердую оппозицию, «искать всех патриотов для объединения». При этом даже в этом случае большинства у нее не будет.
В итоге получилось расколотое и фрагментированное Национальное собрание с весомым представительством радикальных оппозиционных сил. Поэтому в принципе перспектива институциональной блокады законопроектов реальна. Но ее можно избежать, если Макрон сумеет проявить политическую ловкость и хитрость».
Автор: Фариза Бацазова