Найти в Дзене
naufor-small-talk

Филантроп! - благотворительность через эндаумент

Эндаумент-фонд «Филантроп» - практически фонд DAF, созданный через российский законодательный инструментарий Рассказывает Людмила Пантелеева, директор эндаумент-фонда «Филантроп»: Сейчас практически все существующие в России эндаументы (фонды целевого капитала, вариант коллективных инвестиций - прим.) за единичным исключением созданы для поддержки конкретных организаций, либо одной или нескольких сфер. Мы, создавая свое решение, включили в него все сферы, в которых сегодня в России могут создаваться эндаументы, и все направления благотворительности. Таким образом, участники нашего решения могут максимально диверсифицировать свои филантропические интересы. За рубежом очень популярна история, когда через эндаумент передаются пожертвования по завещанию. В России такая практика пока совсем не применяется, но единичные обращения возникают. В частности, клиенты уже интересовались возможностями интеграции наших решений в свои наследственные истории. Возможность завещать наследство благотворит

Эндаумент-фонд «Филантроп» - практически фонд DAF, созданный через российский законодательный инструментарий

Рассказывает Людмила Пантелеева, директор эндаумент-фонда «Филантроп»:

Сейчас практически все существующие в России эндаументы (фонды целевого капитала, вариант коллективных инвестиций - прим.) за единичным исключением созданы для поддержки конкретных организаций, либо одной или нескольких сфер. Мы, создавая свое решение, включили в него все сферы, в которых сегодня в России могут создаваться эндаументы, и все направления благотворительности. Таким образом, участники нашего решения могут максимально диверсифицировать свои филантропические интересы.

Людмила Пантелеева
Людмила Пантелеева

За рубежом очень популярна история, когда через эндаумент передаются пожертвования по завещанию. В России такая практика пока совсем не применяется, но единичные обращения возникают. В частности, клиенты уже интересовались возможностями интеграции наших решений в свои наследственные истории. Возможность завещать наследство благотворительному фонду, безусловно, имеется. Но вопрос заключается в создании такого механизма, в котором благотворительные средства будут использованы долгосрочно и целевым образом, то есть, по сути, будет обеспечен механизм независимого контроля вне жертвователя. С этим как раз поможет справиться эндаумент. В частности, такие решения, как наше — где репутационные и иные риски зависят от соблюдения интересов не одного, а многих участников.

В прошлом году концерн «Россиум» принял решение о запуске продукта, основой которого является эндаумент-фонд; а платформа фонда, в свою очередь, ориентирована на неограниченное число участников и имеет зонтичный формат. Точнее, представляет собой фонд фондов.

Мы создали не только сам зонтичный фонд, но выстроили комплексное решение, которое позволяет максимально быстро и просто создать собственный эндаумент.

Это может быть именной капитал для поддержки любимого музея, фонда, школы, или даже корпоративный эндаумент компании. При этом не придется обременять себя ни учреждением, ни дальнейшим содержанием отдельного юридического лица (как этого требует законодательство), ни другими вопросами, включая поиск узкой экспертизы. Вы доверяете все вопросы сопровождения и администрирования опытным специалистам-практикам, получая взамен, по сути, альтернативу собственному фонду, существенную оптимизацию усилий и экономию средств, а также контроль ваших активов и беспристрастное соблюдение интересов на всем пути: от поступления средств в фонд до момента, когда они будут израсходованы на обозначенные благотворительные цели.

Но мы рассчитываем, что люди будут создавать именные эндаумент-капиталы и при жизни. Кстати, для создания именной благотворительной структуры есть два маршрута. Первый — создание именного фонда, что недешево и трудозатратно. Второй маршрут, который предлагаем мы (имеющий несопоставимо более низкие издержки), — создание именного эндаумента в нашей готовой структуре. Можно, конечно, создать свой эндаумент-фонд. Но повторюсь, тогда неизбежно придется столкнуться с необходимостью создавать юридическое лицо, что, в свою очередь, влечет за собой трату различных ресурсов: сил, времени, денег. Через работу на нашей платформе можно оптимизировать и расходы, и усилия. Закон позволяет брать определенный процент от пожертвований на организационные расходы, так мы получаем плату за сервис и возможность работать на нашей платформе, плюс возникает комиссия за управление активами. Но даже совокупно эти издержки в разы меньше, чем создание собственной структуры и ее ежегодное содержание.

И хотя пока в нашей стране не так много именных фондов в принципе, не говоря уже о частных эндаументах, но постепенно они появляются. Для частного донора это правильный и надежный способ реализовать и длительно поддерживать личные ценности и собственные филантропические интересы.

На западе такие решения есть. Мы, безусловно, анализировали, как они работают, насколько эффективно помогают людям заниматься филантропией. Существуют, например, так называемые фонды, рекомендуемые донорами — DAFs. Если чуть более понятно, то это условно благотворительные инвестиционные счета. Они появились в Америке и именно там получили свое мощное развитие и продолжают активно занимать свою нишу среди других инструментов. Многие эксперты считают их самым ярким явлением в мире филантропии за последние 20 лет.

DAF — готовое решение, созданное через некоммерческую организацию (такая же конструкция, как наша).

Самые крупные по объемам DAF существуют в периметре бизнес-структур, где есть собственная экспертиза по управлению активами клиентов, потому что средства, поступающие в DAF, подлежат обязательному инвестированию. Как и в нашем случае, активы DAF — это пожертвования, то есть безвозвратные вклады. В качестве пожертвований можно передать не только денежные средства, но и ценные бумаги.

Например, донор, владеющий пакетом акций Amazon.com, может передать этот актив на баланс DAF (поддерживающего, скажем, школу) и немедленно вычесть полную стоимость пожертвования из своей налогооблагаемой базы. Если бы донор хотел поддержать школу другим путем, ему пришлось бы продать акции, заплатить с этой суммы налог на прирост капитала от продажи, и лишь затем пожертвовать школе оставшиеся деньги. Безусловно, налоговые вычеты для тех, кто использует DAF, являются существенным стимулом, который установлен государством. В нашей стране налоговый вычет для жертвователя в эндаумент-физического лица также существует.

В целом мы построили аналогичную структуру, но использовали российский законодательный инструментарий.

Как и в случае с DAF, от филантропа-донора требуется самый минимум усилий: определиться с объемом средств, направляемых на благотворительность, и с конечными получателями. Все остальные организационные вопросы лежат на организации, ведущей благотворительные счета — в нашем случае, на фонде «Филантроп».

Как уже упоминала, DAF стали активно развиваться только с приходом туда крупных финансовых институций, — в частности, глобальных управляющих активами. В результате этого прихода DAF получили профессиональную финансовую экспертизу, возможность осуществлять полный контроль благотворительных средств и использовать уже имеющиеся клиентские базы и каналы. В результате возник мощный синергетический эффект. По сути, эндаумент-фонд «Филантроп» — это такой российский DAF.

Политика нашей управляющей компании в части эндаументов не была связана с инвестированием в иностранные ценные бумаги, поэтому текущая ситуация не является для нас барьером.

Что касается в целом перспектив рынка эндаументов, то, начиная с периода пандемии, к текущему моменту отмечается всплеск интереса к этому инструменту. Для примера, за эти 2 с небольшим года создана четвертая часть всех эндаумент-фондов, учрежденных в нашей стране с момента вступления в действие профильного закона в 2007 году, то есть за 15 лет. Прирост активов эндаументов в 2020 и 2021 годах — составил 20% и 26% соответственно.

А в целом за последние 10 лет количество российских эндаумент-фондов выросло более чем в 2,5 раза, а объем фондов увеличился в 9 раз.

Для экспертов все это выглядит вполне закономерным. Как только ситуация усугубляется и финансирование сжимается либо прекращается вовсе, начинается поиск нового инструментария и дополнительных возможностей со стороны тех, кто привлекает средства (неважно, инвестиционные, или филантропические). Эндаументы тут выступают одним из альтернативных инструментов, хотя, конечно, идеально, когда они создаются до кризиса. Теперь же текущая ситуация, начиная с 2020 года, в определенной степени служит триггером развития рынка.

Нынешний год стал юбилейным для отрасли эндаументов. С момента появления таких капиталов в нашей стране прошло 15 лет. И я считаю, что это важный рубеж, в каком-то смысле развилка, где могут быть определены новые векторы дальнейшего развития, продиктованные, в том числе, текущей ситуацией. Ведь потребность в новых технологичных решениях для вовлечения частного капитала в решение социальных задач будет только нарастать.

Мы живем в особенное время, которое в мире называют «золотым веком» филантропии. Неоспоримым доказательством этого эксперты считают тот факт, что большинство (а точнее, три четверти) всех благотворительных фондов в мире создано за последние 20-25 лет, а сама сфера превратилась в мощный по масштабам и значению институт с внушительными активами (порядка 2 трлн долларов), которые оказывают влияние на глобальные финансы в целом

Сам рынок эндаументов созрел для подобных форматов, упрощающих вход, удешевляющих стоимость операций, генерирующих новые способы совместного участия. В этом отношении мы находимся в тренде экономики совместного пользования и, таким образом, попадаем в историю, которая будет только наращивать актуальность.

А вообще хотелось бы представить, что однажды мы создадим «моду» на такого рода решения. И увидим отечественных Нобелей и Гарвардов, превращающих свои благотворительные активы в вечные капиталы.

-2

www.naufor.ru

#науфор