Найти тему

Уроки истории. Фиссагеты и йирки

Оглавление

Продолжим изучать народности того времени. Сегодня я выбрала фиссагетов и йирков - народности о которых опять же не так много упоминаний, по этому рассмотрим сразу две.

Фиссагеты

Фиссагеты, согласно Геродоту, были древним народом, обитавшим к северу от будинов. Излюбленным местом обитания были леса и соответственно промыслом была охота и как следствие ловля и разведение животных. Чему соответствуют древние упоминания.

Геродот писал:

"За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя..."

Многие исследователи отождествляют фиссагетов с носителями городецкой культуры (археологическая культура железного века (VII век до н. э. — II век н. э.), памятники которой находят на территории Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой областей, а также Марий Эл, Мордовии и Чувашии), которая возникла на основе культуры текстильной керамики и бондарихинской культуры на территории лесостепной зоны. О железном веке я уже писала тут. Так вот, севернее городецкой культуры, за рекой Окой, располагались памятники родственной дьяковской культуры, происхождение которых также связано с культурой текстильной керамики. Есть основание полагать, что древнейшие памятники городецкой культуры располагались в бассейне реки Дон, где известно более сотни неукреплённых городецких селищ и только 14 городищ. Но, городища, укрепленные поселения, появляются несколько позже и их появление, некоторые исследователи связывают с периодом «военной демократии», который наступает на территории лесной зоны в раннем железном веке. На раскопках городищ практически не находят кладов, так же как и на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало, преобладают орудия из кости.

В VI—V вв. до н. э. городецкие племена были вытеснены скифами с большей части территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая — на территорию Саратовского Поволжья, откуда их впоследствии вытеснили сарматы. Финал носителей городецких древностей связан с формированием древнемордовских племен, в котором они несомненно приняли участие, поскольку древнейшие мордовские памятники появляются на городецкой территории. Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селами, жертвенниками, могильники не известны. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Керамика со следами рогожи и ткани, гладкая грубая, более поздних времен — лощеная. Население занималось охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством, подсобным мотыжным земледелием. По мнению большинства исследователей, населением городецкой культуры были в основном волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако данное предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Данная точка зрения утвердилась в 1930-х годах, когда в советской археологии господствовала теория автохтонного происхождения подавляющего большинства народов, заселявших в древности территорию современной России. Автохтонное происхождение мордвы было обосновано А. П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V веков Но впоследствии В. И. Ледяйкин доказал, что мордовские могильники не имеют отношения к городецкой культуре, и ограничил ее верхнюю дату II в. н. э.

Связь фиссагетов с мордвой

Фиссагеты (др.-греч. Θυσσαγέται) < θῠσιάζω "совершать жертвоприношения, приносить жертвы" + ἡγέομαι дор. ἁγέομαι "верить (в существование), веровать, почитать, чтить" - "почитающие жертвоприношения".

"Почитающие жертвоприношения" - жертвоприношение, являлось составной частью дохристианских религиозных верований и обрядов мордвы. На жертвенный алтарь, чтобы снискать покровительство богов, предков и сверхъестественных сил, возлагали лошадей, быков, коров, овец, свиней, коз, гусей и кур, рыбу, хлеб, пшено, мясо, мёд, масло, пироги и лепёшки, алкогольные и безалкогольные напитки, кровь и деньги. Первые упоминания о жертвоприношениях у мордвы встречаются у итальянского купца Иосафата Барбаро в книге "Путешествие в Тану" XV века. В ней автор отмечает, что жертвоприношение у мордвы носило в основном общественный характер. Дальнейшие наблюдения подтвердили и конкретизировали эти сведения. Если Жертвоприношения проводились по решению общего схода, то жертвенное животное покупали на общие деньги. При этом подбирали животное определенной масти, что зависело от того, какому божеству предназначалась жертва. Несколько дней животное откармливали. Приведя его на место Жертвоприношения, проверяли, угодно ли оно божеству: на спину лили холодную родниковую воду, если животное вздрагивало или отряхивалось, то считалось, что угодно. Кровь жертвенного животного спускали в особую ямку, куда закапывали жертвенную еду для божества; шкуру отдавали забойщикам животного или продавали (вырученные деньги шли в общую кассу). Эти шкуры мордва вешала на деревья, под которыми проходили моленья.

Термин «мордва» является экзоэтнонимом. Существуют различные версии происхождения этнонима мордва, ни одна из которых не принимается всецело научным сообществом. Распространённая версия выведения его из древне-иранского *mardχvār- или *mǝrǝtāsa- «людоед», а следовательно — отождествления с андрофагами Геродота признавалась Максом Фасмером сомнительной, ещё более сомнительной учёному представлялась версия о связи с коми mort, удмуртским murt «человек, удмурт» или с названием народа, живущего на юг от Каспийского моря — Μάρδοι, Μαρδυηνοί. Другая гипотеза о выведении этнонима мордва из ирано-скифских языков предполагает, что он восходит к иранскому, таджикскому «мард» — мужчина. Это слово сохраняется в мордовских языках для обозначения мужа («мирде»). Суффикс "-ва" присоединён уже русским языком, и носит оттенок собирательности (также как в этнонимах «литва», «татарва»).

Первое употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях готов» готского историка V века Иордана. Там, среди народов Восточной Европы, которые были покорены Германарихом к 375 году н. э. упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей).

Вероятно, во времена Иордана еще помнили о фиссагетах Геродота и попытались перевести греческое название на готский или немецкий. В немецком mord - убийство. Например, в голандском языке слово moordenaar переводится как убийцы "убийцы", а по французски les mordants звучит как "кусающиеся".

Все это и приводит к спорам ученых с отметанием теорий с попытками притянуть к той или иной народности, а я плавно перейду к соседям фиссагетов йиркам.

Йирки

Йирки это древний народ, обитавший согласно Геродоту и Помпонию по соседству с фиссагетами.

В «йирках» исследователи склонны видеть народ, создавший Дьяковскую культуру (названную по Дьяковскому городищу — ныне в черте Москвы, в Коломенском). Они населяли Московскую, часть Ярославской, Тульской, Калужской, Тверской областей. Раскопки Дьяковского городища начал Дмитрий Яковлевич Самоквасов в 1864 году, а затем Владимир Илич Сизов в 1889 году, общая же характеристика культуры сформулирована Александром Андреевичем Спицыным в 1903 году.

Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство - они отлавливали диких животных, в приоритете в основном были лошади, и занимались разведением, а позже и верховой ездой. Огромную роль в хозяйстве также играла охота - охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика — ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису и выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкурку). Земледелие же наоборот только начинало развиваться, мысы и участки коренного берега возделывались мотыгами, а заливные и пойменные луга использовались под пастбища.

Но вернемся всё де к йиркам. Этноним «йирки» — это искаженное урги или уроги - угорские племена, ставшие в дальнейшем одними из предков болгар. В пользу их родства с уграми говорит и то, что йирки, по Геродоту, были конным народом, отличными наездниками и дрессировщиками лошадей, и то, что Помпоний Мела в своем «Землеописании» вместо «йирки» употребляет слово «турки» — обычное для римлян обозначение угров. Геродот отмечает особый способ охоты у йирков:

«Охотник сидит в засаде, взобравшись на дерево, а деревья там в изобилии растут по всей стране. У каждого наготове конь, обученный ложиться на брюхо, с тем чтобы стать ниже, и собака. Как только охотник увидит с дерева зверя, он выстрелив из лука и сев на коня, устремляется в погоню, а собака следует за ним»

Что опять же приводит к схожести с Дьяковской культурой, что я описывала ранее.

По историческим сведениям более поздних времен в этих краях обнаруживаются как раз угорские народы, что подтверждается и гидронимикой здешних мест — в верховьях бассейна Оки есть реки Угра, Угричка, Угреша, и в московской области была река Угреша — приток Пехорки. И исследователи приходят к выводу, что в топонимике московской области угорские названия — самые древние. Только после них появляются финские и балтские. Видимо, угры были и «берендеями», которых славянские легенды и сказки называют жителями данного региона.

На этом, пожалуй, я и закончу, так как информации по йиркам и фиссагетам очень мало и всё, что есть изложено мною выше.

Если нравится статья подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте лайки.

Источники:

Фиссагеты

Академия Тринитаризма

Скифская империя и ее окружение

Дьяковская культура

Скифский мир