С разрешения предпринимателя и инвестора, сооснователя калифорнийской 5518 Studios — студия 2D- и 3D-графики оформляет игры Call of Duty, Marvel’s Spider Man и другие — Бизнес-журнал «Эквиум» публикует выдержку из книги Максима «Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег».
Резидент бизнес-сообщества «Эквиум» рассказал о менталитете и принципах американцев в Калифорнии и Кремниевой Долине. Максим делится пятью наблюдениями. Они помогут адаптироваться к американскому IT-сегменту, найти инвесторов и развивать стартап.
Главное:
- Калифорнийцы критикуют вежливо, не проявляют негатива.
- В Кремниевой Долине чаще инвестируют в людей.
- Внешний вид может быть обманчив.
- Американцы законопослушны, а бизнесом нужно заниматься легально.
- Инвесторы выберут команду с горящими глазами и демо-версией проекта.
Глава 6. Как построить бизнес в Америке?
Если ты хочешь работать в американской IT-сфере и в Кремниевой долине, получать инвестиции и развивать свой стартап, будь готов впитать в себя и принять следующие жизненные позиции:
Позитивное отношение ко всему
Любое проявление негатива, агрессии может считаться непрофессионализмом. К тому же люди в Калифорнии стараются держаться подальше от неудачников, у которых всё плохо, которые любят жаловаться на жизнь. Думаю, тут большое влияние оказал Голливуд — страна грёз, где всё у всех всегда красиво и хорошо, а это со временем превратилось в культуру и стиль поведения. Если ты позитивный — значит, успешный.
Ярким примером является является так называемый shit burger, когда, оценивая твою работу, обязательно скажут несколько слов о том, какая она замечательная, и уже только после этого прозвучит критика и рекомендации о том, что нужно исправить, а в самом конце опять добавят нотки позитива и приятного послевкусия (получается своего рода бургер: по краям вместо пшеничной булочки — позитив и хвальба, а в центре вместо мяса — сам фидбэк и правки). А далее опять пара добрых слов в заключение. То есть похвалят, поругают, опять похвалят. В российской компании, скорее всего, на тебя выльют тонну критики, возможно, с матом, и заставят срочно всё переделывать. Но и в первом, и во втором случае действительно все нужно переделать и достаточно срочно, но подается это по-разному. Иногда в общении с американцами я скучаю по нашей русской прямолинейности и кулаку по столу.
Инвестиции в человека и работа с людьми
В Америке и в Калифорнии в частности так много успешных IT-компаний, что инвестор или специалист может выбрать любую для сотрудничества. В таких условиях критерием выбора часто становится именно человеческий капитал — люди, с которыми хочется работать,
Неоднократно бывало так, что, ужиная с потенциальным инвестором или клиентом, мы совсем не обсуждали рабочие темы, а вели беседы о йоге, голодании, будущем мира, домашних питомцах. Ведь у клиента или инвестора есть масса возможностей выбора, и он выберет именно тех людей, с которыми ему лично приятно общаться и работать. А в случае, если ты ему не понравишься, ты об этом не узнаешь, так как американцы не жгут мостов.
Там очень распространено такое явление, как next door investment: инвесторам инвесторам намного проще выделить деньги компании, которая на одной волне с ним, где есть полное понимание и прозрачность, как с соседом, с которым ты живешь рядом, и мысли у вас схожи , а уровень развития примерно одинаковый. Я уже ранее упоминал об этом.
В Кремниевой долине ценится личность человека, его портфолио, интеллект и достижения, знания и умения. Американская мечта — не сказка, там действительно можно добиться многого, если упорно трудиться и стараться. Русские специалисты в большинстве своем скромные и часто не умеют раскручивать и презентовать себя, даже если создали что-то действительно стоящее. Американцы — хорошие продавцы идей и своих умений, они с детского возраста учатся презентовать себя в Power Point и создают свое портфолио, чтобы побороться за университетское место.
Свобода выбора
В большинстве своем люди там не сильно парятся о внешнем виде, они ценят практичность и комфорт. У нас есть тенденция обвешивать себя драгоценными украшениями, надевать брендовые вещи и ездить на супер дорогих машинах, чтобы показать свою успешность. Чем выше забираешься, тем пренебрежительнее начинаешь относиться к людям. В США ты можешь не понять по внешнему виду и поведению, стоит ли с тобой рядом в очереди в «Старбакс» основатель успешной компании или хипстер. Они оба могут быть в драных джинсах, помятой майке, приехать на Uber и уважительно разговаривать с бариста.
Может показаться удивительным, но в Америке никто никого не осуждает, не учит жизни и принимает все и всех такими, какие они есть. Тем не менее, там модно любить себя, природу и животных, менять мир к лучшему, заниматься различными практиками по оздоровлению, спортом, благотворительностью, волонтерством и спасать человечество.
Закон и правопорядок
Штраф за превышение скорости в $300 сразу научит вас ответственной езде. Визит полиции по поводу твоей припаркованной машины, на 30 см заходящей на территорию дорожки для выезда соседа, заставит тебя быть более внимательным. И так далее. Да, друг мой, тут не получится «договориться»: законы работают, а жители очень законопослушны. Даже не думай предлагать потенциальному клиенту или инвестору распилы и мутные темы, иначе рискуешь совсем потерять контакт с человеком и стать изгоем в этой тусовке. Помни, там все со всеми общаются и дружат. Поверь, тебе такая репутация не нужна. Даже если у тебя есть гениальная идея, но она как-то связана с темными делишками, попробуй всеми способами воплотить её легально. Не попадай в ловушку, когда кажется, что все такие правильные и наивные, а ты сможешь всех обыграть, проявив наглость и изворотливость, — тут такое не прокатит.
Пробуй, действуй сейчас и быстро
Буду краток: я инвестор и мне нужно инвестировать, допустим, в 100 проектов, потому что 99 из них закроются и не получат прибыли. Но один выстрелит и окупит все мои 99 неудачных инвестиций, да еще и заработает на следующий инвестиционный портфель. Мне приходит так много предложений по финансированию проектов, что я выберу ту команду, которая покажет заинтересованность и демо версию своего проекта, а не ту, которая будет бесконечно рассуждать и предлагать теоретические описания. Инвестируя в тот или иной продукт, я жду, что проект в скором времени запустится и я смогу получить свои дивиденды. Поэтому тебе нужно действовать быстро и пробовать сейчас, чтобы в вас поверили, чтобы привлечь очередной раунд инвестиций.
А если учитывать, что IT-сфера развивается по экспоненте, то, потеряв время на сомнения и раздумья, ты рискуешь тем, что твой продукт станет устаревшим и никому не нужным из-за появления новых технологий. Это не совпадает с тем, что мы привыкли наблюдать в России — у нас пока не так развита культура привлечения инвестиций в ІТ-продукты, да и бюрократия мешает продвижению всего нового.
#стартапы #кремниевая долина #предприниматели #бизнес-клуб