Одним из авторов федерального портала "Знания" стал доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры истории и культурологии ИГХТУ Алексей Александрович Федотов, сообщает официальный сайт вуза.
Научно-образовательный энциклопедический портал "Знания" создан в соответствии с поручениями президента России Владимира Путина для обеспечения доступа жителей страны к достоверной информации о состоянии и развитии окружающего мира. Основу контента интернет-ресурса составили дополненные и расширенные статьи "Большой Российской энциклопедии", отраслевых и региональных энциклопедий, учреждений науки и культуры, других источников, верифицированных научными редакциями и службами портала.
Портал "Знания" уже опубликовал первую статью Алексея Федотова "Советское законодательство о религии":
Советское законодательство о религии
Сове́тское законода́тельство о рели́гии, нормативно-правовые акты, регулировавшие деятельность религиозных организаций и государственно-конфессиональные отношения в СССР в целом и в входивших в его состав союзных республиках. Первый нормативно-правовой акт – декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принят 20 января 1918 г., опубликован 23 января 1918 г.; последние – закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», принят 1 октября 1990 г. и закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принят 25 октября 1990 г. Декретом СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» была национализирована вся церковная собственность, в том числе «здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей», которые по этому закону передавались уполномоченными органами государственной власти в бесплатное пользование «соответствующих» религиозных обществ (нецентрализованных религиозных организаций). Религиозные организации были лишены прав юридического лица и владения собственностью. Основной задачей декрета был демонтаж прежней системы государственно-церковных отношений, существовавшей в России, разрушение Русской православной церкви и её епархий как централизованных религиозных организаций. 19 июня 1923 г. народный комиссариат юстиции и внутренних дел издал постановление, в соответствии с которым центральным церковным учреждениям запрещалось любое административное вмешательство в дела приходов, если они этого не хотели. Обосновывалось это тем, что молитвенное здание местными советскими властными структурами передаётся не централизованной религиозной организации, а непосредственно гражданам – учредителям местного религиозного объединения. Помимо того, что религиозные общества и группы верующих не имели прав юридического лица, одно религиозное объединение могло пользоваться только одним культовым помещением.8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О религиозных объединениях». Данное постановление ещё жёстче ограничило возможности деятельности религиозных организаций. В частности, постановление 1929 г. не давало права священнослужителям, как лицам, лишённым избирательных прав, выступать в качестве учредителей религиозных объединений. С принятием Конституции СССР 1936 г., которая предоставила всем советским гражданам равные права, постановление вступило с ней в противоречие, но отменено не было. Хотя в Советском Союзе и провозглашалось равенство мужчин и женщин, гендерный аспект реализации законодательства о религии был достаточно выражен. Запрет 1929 г. для религиозных объединений «организовывать как специально детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания» вызывал недоумение. Как отмечал в 1972 г. в своём докладе И. Р. Шафаревич, «выделение женщин особенно удивляет в наш "век равноправия"». Государственно-церковные отношения реализовывались в разные годы посредством функционирования 8 (5) отдела НКЮ, Постоянной центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, Постоянной комиссии вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР; Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР, Совета по делам религиозных культов при СНК СССР (в 1946 оба органа были переименованы в Советы при Совете министров СССР, а с 1965 объединены в Совет при делам религий при СМ СССР). Государственные органы в конфессиональной сфере имели ограниченные полномочия, их деятельность была полностью подчинена партийно-государственной линии.В середине 1937 г. в среде партийного и государственного руководства стало широко распространяться убеждение, что необходимо вообще ликвидировать законодательство, которое регулировало религиозную деятельность, в том числе и постановление 1929 г. По мнению некоторых руководителей государства, оно давало возможность организационного оформления и структурирования наиболее активных верующих в сетевую враждебную советской власти легальную организацию, в связи с этим выдвигалось и требование упразднения органов церковного управления. Однако в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. государственная религиозная политика коренным образом изменилась до такой степени, что некоторые даже называют данные изменения «религиозным возрождением». Возросшая во время Второй мировой войны религиозность населения, в первую очередь женского, необходимость использования религиозного вопроса в международной политике заставили руководство Советского государства пойти на ряд уступок. Начали открываться храмы, духовные учебные заведения, смягчились репрессии по отношению к духовенству и верующим, на условиях жёсткой цензуры Русской Православной Церкви была разрешена издательская деятельность в ограниченных размерах. В 1943 г. был создан Совет по делам Русской православной церкви, который в самом начале своей работы столкнулся с несоответствием имеющейся законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующих религиозную деятельность, новым реалиям. В 1943–1944 гг. советским правительством были изданы свыше десяти постановлений, определявших новый порядок осуществления религиозными объединениями их деятельности, предоставления льгот священнослужителям, очерчивали права и обязанности государственных структур, занимавшихся религиозной политикой. Было ясно, что декрет 1918 г. и постановление 1929 г. не отвечают новой исторически сложившейся обстановке. Об этом Совет по делам РПЦ информировал правительство в декабре 1943 г. Кроме того, ставился вопрос о необходимости нового, теперь уже союзного законодательства. Его проект был подготовлен, принят за основу на заседании Совета по делам РПЦ 7 января 1944 г. и представлен в правительство, однако не был рассмотрен. В то же время закрытыми постановлениями Совнарком неоднократно вносил изменения в статьи постановления 1929 г., необходимые для приведения его в большее соответствие с новыми историческими реалиями.