Всем известно, что в русском языке то, что мы пишем, не всегда равно тому, что мы слышим. Если взять самого обычного ребёнка 6-7 лет без логопедических нарушений речи, то произносить слова правильно он умеет. Задача родителя — научить записывать то, что он говорит, с помощью определённых символов (букв) и обратное — правильно озвучивать эти символы. В самом начале своего обучения схватить взглядом больше, чем одна буква, ребёнок не может. Нужно последовательно развивать этот навык, чтобы основной единицей чтения на начальном этапе был СЛОГ.
В самом названии аналитико-синтетический метод обучения грамоте выделим три слова: звуковой, анализ и синтез.
Звуковой
Итак, в русском языке 33 буквы, из которых 10 гласных (а, у, о, ы, э, и, е, ё, ю, я), 21 согласная (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ч, ц, ш, щ), буквы ь, ъ (особых звуков не обозначают).
Звуков 42: гласных меньше, чем букв (6), согласных больше, чем букв(36). Звуки и их обозначения буквами должны восприниматься ребёнком осмысленно, без затруднения в слиянии букв при чтении. Поэтому нужно идти от простого к сложному, где каждая новая трудность легко усваивается и органично сочетается с ранее изученным.
Гласные звуки: а, у, о, ы, э, и. Буквы е, ё, ю, я особых звуков не обозначают. Они выступают в двух значениях:
— йотированные гласные йэ (е), йо (ё), йу (ю), йа (я) в начале слов и после гласных (еда, знание — е, ёж, каёмка — ё, юла, стаю — ю, яблоко, моя — я);
— после мягких согласных слышатся те же э, о, у, а только при более узком растворе рта (мел — мь+эл, мёд — мь+от, люк — ль+ук, ряд — рь+ат).
Рекомендовано повесить на стену таблицу гласных букв:
а, о, у, ы, э
я, ё, ю, и, е
Первая строка — гласные, которые ставятся после твёрдых согласных, вторая строка — гласные, которые ставятся после мягких согласных.
Согласные звуки: 18 твёрдых (б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ш), 17 мягких (бь, вь, дь, зь, ль, мь, нь, пь, рь, сь, ть, фь, ч, щ, кь, гь, хь) и й (относится к мягким звонким согласным). Мягкость согласных обозначается через ь, с помощью гласных букв и, е, ё, ю, я. Чтобы правильно прочитать слог, нужно смотреть на две буквы сразу и понимать, как читается согласная буква — мягко или твёрдо? И пока ребёнок не видит две буквы сразу, то приступать к изучению мягких согласных нельзя.
Анализ
Анализ — это метод исследования путём рассмотрения отдельных частей, сторон чего-либо. Умение анализировать при освоении чтения и письма необходимо:
— при разделении слова на слоги и звуки на слух;
— при записи слова с разделением на слоги и без разделения на слоги под диктовку;
— при разделении предложения на отдельные слова.
Синтез
Синтез — это метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, сведение в единое целое, добытое анализом. Умение синтезировать при освоении чтения и письма необходимо:
— при чтении составленных слов из разрезной азбуки;
— при чтении слов из букваря, разделённых на слоги;
— при чтении предложений и рассказов.
Усвоение слоговой структуры слов в букваре (разложение на слоги и звуки и чтение слов) происходит последовательно по трём степеням трудности.
- Односложные и двусложные слова с открытыми (ма-ма, у-ра) и обратными слогами (ус, уш-ла).
- Трёхсложные слова с открытыми слогами (На-та-ша), односложные и двусложные слова с закрытыми слогами (шар, вы-мыл, кош-ка, коз-лик).
- Четырёхсложные и пятисложные слова с открытыми слогами (пи-о-не-ры, пе-ре-ме-на, ма-те-ма-ти-ка), трёхсложные и четырёхсложные слова с закрытыми слогами (фаб-р-ика, се-но-кос, ок-тяб-ря-та), слова со стечением согласных (дрозд, гвоздь, крик-нул), слова с разделительными твёрдым и мягким знаками (семья, братья, объявление).
Приёмы звукового анализа и синтеза должны использоваться не только на уроках чтения, но и на уроках письма. В результате этих занятий усваиваются практическим путём ряд правил правописания.
- Раздельное написание одного слова от другого.
- Раздельное написание предлогов.
- Письмо слов без пропуска и перестановок букв.
- Употребление заглавной буквы в именах людей и в начале предложения.
- Постановка точки в конце предложения.
- Письмо звукосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
- Перенос слов.
- Постановку ь в конце слов.
- Употреблений й.
Упражнения аналитического и синтетического характера К.Д. Ушинского.
- Угадывание заданного звука в словах.
- Подбор слов на заданные звуки.
- Разложение слов на слоги, слогов на звуки.
- Сложение слов из звуков.
- Различные преобразования слов: замена одной буквы или слога другой буквой или другим слогом, наращение слова на одну букву или на один слог, перестановка букв и слогов и т.д.
ВАЖНО!
В отличие от современных учебников в букваре С.П. Редозубова нет фонетической записи слова! Зрительно ребёнок не видит "ЙУПКА" — "юбка", "ЙОЖЫК" — ёжик и прочее. Соответственно в дальнейшем не будет безграмотности "что слышу, то пишу".
Основные ОШИБКИ:
- изучать буквы в алфавитном порядке (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, ...);
- произносить эти буквы как "БЭ", "ВЭ", "ЭМ", "ЭС", "ЭФ" и подобное;
- записывать фонетический разбор слова на начальном этапе обучения;
- переходить к чтению сложных слов, если ребёнок не умеет сливать буквы в слоги, читает слово по одной букве;
- обучать только игровым, развлекательным методом, не приучая к мысли, что чтение и письмо — это труд, требующий усилий.
Хорошее чтение должно быть правильным, выразительным и сознательным, быстрым, но неторопливым, чтобы учащийся мог не только произносить слова, но и понимать их смысл. Поэтому цель — не просто научить читать и писать, но и привить истинную любовь к чтению.
В статье был использован материал: "Методика русского языка в начальной школе" Н.А. Костин, 1949 г. и "Методическое руководство к букварю" С.П. Редозубов, 1956 г.
#букварь #начальнаяшкола #советскаяшкола