Первейшая цель любого манипулятора – заставить вас думать о чем-то, что прежде вас совсем не интересовало. Например, о белой обезьяне, хе-хе. Ровно так работают многие рекламные кампании – вас зачем-то заставляют заботиться о трудновыводимых пятнах, недоступных для стоматологов местах и запахах альпийской свежести из ящика с носками. Я ничуть не рекламщик, но тоже попробую занять вас вопросом, который, оказывается, с недавних пор серьезно беспокоит Голливуд и прочий западный кинематограф. И ответ на него вовсе не так прост, как кажется на первый взгляд. В общем, мы снова должны поговорить об этих самых, о тех, кого я в прошлом материале обтекаемо назвал квир-персонами.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Вы вряд ли прежде придавали этой проблеме хоть какое-то значение – конечно, вас не должна волновать репрезентативность меньшинств не на экране даже, а за кадром, в процессе работы над фильмом или сериалом. Но в Голливуде вокруг этой темы сломано немало копий – вдали от шумной толпы идет подлинное сражение сторонников и противников того, чтобы квир-персонажей играли актеры и актрисы с традиционным представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Не то чтобы доходит до драки, но критики в адрес натурала, играющего гея, со стороны представителей меньшинств выливается порой столько, что артиста становится по-человечески жаль.
Лучший пример такой "травли" – участие британца Эдди Редмэйна в исторической драме "Девушка из Дании" о первой трансгендерной женщине. Актер за эту работу был номинирован на "Оскар", "Золотой глобус", BAFTA и множество других премий, но со стороны квир-сообщества подвергся жесткому остракизму – мол, что может этот жеманный белый мальчишка знать о страданиях человека, "запертого в теле иного пола". Существенно по Редмэйну данный конфликт не ударил, он продолжает играть в весьма престижных кинопроектах, но вот для последующих лент о транс-персонах звонок прозвенел весьма однозначный – сейчас в Голливуде принято брать на такие роли только соответствующих актеров/актрис.
Однако, если в разрезе персон, сменивших пол, ситуация худо-бедно устаканилась, то в отношении того, что натуралы исполняют роли героев с однополыми личными предпочтениями, степень напряженности дискуссии продолжает нарастать, и конца-края этому спору пока не видно. Всё дело в том, что квир-персонажей в кино и сериалах становится всё больше (можете считать это модой, можете в этом усматривать победу "новой нормальности", можете думать, что соотношение меньшинства и большинства в современном мире изменилось – но фильмов о геях действительно стало больше), и это стало порождать дискуссии. А должны ли геев играть только реальные геи? А если ориентация не имеет решающего значения для сюжета? А вдруг, предпочтения персонажа обнаружатся только в третьем фильме франшизы (как случилось с Дамблдором и может произойти со Звездным Лордом) – неужели это повод проводить рекаст? Вот вам смешно, а в недрах Disney и Warner Bros. над этим размышляют целые отделы юристов, маркетологов, пиарщиков.
Строго говоря, и это признают даже самые непримиримые представители меньшинств, лучшие образы квир-персон на экране воплощены натуралами. Мы можем вспомнить оскароносные "Горбатую гору" и "Лунный свет" или "С любовью, Саймон", ленту, запустившую несколько спин-оффов – в них ведущих героев сыграли актеры, позиционирующие себя традиционно. Да, разумеется, такая работа по силам далеко не каждому, да, именно здесь проявляется талант актера и умение перевоплощаться, да, консультации и поддержка квир-людей при создании подобных картин играет огромное значение. Но, кажется, ответ на заглавный вопрос статьи очевиден. Или нет?
Всё не так однозначно. Вспомните, как шеймили новую трилогию "Звездных войн" за то, что с одной стороны во франшизу откровенно ввели квир-персонажей, а с другой – показали их максимально однобоко и непрочувстванно, хотя именно на любовь и совместные эмоции была нацелена романтическая линия сюжета. В то же время, недавний "Огненный остров", альтернативно осмысливающий сюжет "Гордости и предубеждения" внутри квир-сообщества, получает высочайшие оценки критиков и зрителей. Причина успеха второго у публики – участие в картине ЛГБТ-актеров – оказывается (кто бы мог подумать?!) для того, чтобы показать сложность гаммы чувств представителя меньшинств, нужно порой побыть этим самым меньшинством.
Это же логично – квир-опыт, переживания, которые многих из нас никак не касались, поэтому нет ничего постыдного в том, чтобы признать: актер-натурал может его не иметь, не понимать, не уметь выразить, не смочь показать. Простите за это сравнение, но глупо приглашать не умеющего плавать актера в новые "Челюсти", а того, кто ни разу не сидел в седле, на главную роль в вестерне. Зачем? Научить можно и зайца курить, но стоит ли так заморачиваться, когда рядом есть пласт артистов, несущих квир-переживания в себе каждый день. Разумеется, талантливый актер может сыграть и табурет, но "табурет" с личным опытом и багажом каждодневных персональных переживаний способен добавить аутентичности и глубины.
Самое интересное в этой проблематике, на мой взгляд, то, что задачи, которые перед актерами-натуралами ставит требовательное квир-сообщество, заставляет артистов переосмыслить свое отношение к этой сфере личной жизни героев, понять собственный взгляд на вопрос, пересмотреть степень уважения к чужим проблемам, сложностям, драмам. Не знаю, смотрите ли вы сериал "Джентльмен Джек" (стоит хотя бы познакомиться с парой серий, точно вам говорю) – в нем главную роль дамы, в силу своих любовных предпочтений выдающей, и весьма успешно, себя за мужчину, исполняет Сюранна Джоунс. Так вот британская актриса прямо рассказывает, что изначально восприняла задачу максимально легкомысленно – мол, чего там сложного? Надел цилиндр, да гуляй руки в брюки. Но сейчас она в первую очередь думает о том, что не просто шалит в кадре, а транслирует человека с непростой судьбой для других людей со столь же сложными жизненными испытаниями. А это совсем иной уровень и степень самоотдачи.
При этом квир-тематика во многом остается во власти стереотипов. И зачастую, проблему для самих себя представляют именно представители меньшинств, попадающие на экран. Вспомните блистательный фильм "Продюсеры" 2005 года с Мэттью Бродериком, Умой Турман и Уиллом Ферреллом. В нем (а прежде еще и в бродвейском мюзикле) яркого эксцентричного режиссера Роджера Де Бриса сыграл Гэри Бич, и этот образ можно было бы считать эталонной максимально оскорбительной пародией на гея, если бы не одно "но" – Бич сам принадлежал к меньшинствам, а значит, имел право выкручивать на максимум рукоятку жеманности, чудаковатости, самобытности. И квир-сообщество это приняло.
Но стоило буквально те же приемы, жесты, ролевые модели повторить позиционирующему себя традиционно Джеймсу Кордену в комедии "Выпускной", и его едва не "вздернули" на центральной площади Лос-Анджелеса. Актеру поставили в вину запредельную манерность персонажа, бестактность, глупость и оскорбительное высокомерие по отношению к квир-персонажам в фильме. А ведь Корден всего лишь показал бродвейского актера-нарцисса, каким его представляет большинство из нас. Но грань между "да, получите квир-одобрение" и "нет, это квир-неприемлемо" настолько тонка и невидима, что удержаться в пределах дозволенного не входящему в меньшинства актеру крайне сложно.
Как это часто бывает, ситуацию с представлением квир-актеров и квир-персонажей легко сопоставить с движением маятника. Не так по историческим меркам давно изображение табуированных героев на экране было немыслимо, сегодня меньшинства присутствуют едва не в каждом сюжете. Вчера геев играли Джейк Джилленхол и Хит Леджер, вполне себе консервативные в личной жизни, а сегодня их роли в "Горбатой горе" скорее всего достались бы молодым представителям нового квир-поколения голливудских звезд. И разумеется, равновесие когда-то установится, ведь у этой монеты есть оборотная сторона – почему, к примеру, никто не обрушивается на Нила Патрика Харриса, игравшего любвеобильного гетеросексуала в "Как я встретил вашу маму", или на Джима Парсонса, чей Шелдон Купер в "Теории большого взрыва", хоть и сомнителен, но натурален. Стрелочка ведь и в другую сторону поворачивается.
Выражая свое мнение по поставленному в заголовок вопросу, я постараюсь быть максимально миролюбивым и компромиссным. Актерство – это, по сути, притворство. Поэтому в желании сопоставить артиста и его героя можно зайти очень далеко, но конец этого пути будет печален, ведь стопроцентное сходство невозможно. А потому нужна свобода актерской реализации. Пусть геи играют натуралов и наоборот, пусть белые играют негров (как Роберт Дауни-младший в "Солдатах неудачи"), а европеоиды – азиатов (как Микки Руни в "Завтраке у Тиффани"), пусть мальчики играют девочек (как Федя Стуков в "Родне"), а девочки играют мальчишек. Просто у всех в мире кино должны присутствовать чувство меры, чувство стиля и уважение к себе и зрителю.
Мерилом всему, в конце концов, должен стать здравый смысл. Если автор фильма или сериала стремится наиболее полно передать переживание квир-персонажа, ему не лишним будет обратиться к соответствующему артисту, который и сюжет понять сможет, и от себя чувств и эмоций добавит. Если же в центре истории стоит что-то более широкое, чем личные предпочтения, то имеет смысл искать исполнителя с талантом транслировать иные стороны жизни, вне зависимости от его веры, политических убеждений или способности произносить слова задом наперед. И пусть победит дружба и любовь!
На этом мне пора, наверно, оставить эту острую тематику позади – кино и сериалы сегодня дают немало поводов потрепаться о предпочтениях героев и актеров, но других тем всё равно больше. Впереди много новинок, классика ждет моих диких завиральных теорий, важные юбилеи случаются почти каждый день – в общем, мне есть о чем писать. Ваша задача – заглядывать на канал. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, отделяйте артистов от их персонажей, и...
Увидимся в кино!
#кино #сериалы #лгбт #горбатая гора #лунный свет