Новый ролик Ильи Варламова напомнил мне об интересном факте отечественной истории – о том, как императрица Екатерина II Великая личным примером сподвигла жителей России прививаться от оспы.
Сейчас оспа считается уничтоженной: благодаря массовой обязательной вакцинации циркулировавший в естественной среде вирус оспы был окончательно побеждён во второй половине ХХ века, что было подтверждено специальным заявлением ВОЗ в 1980 году. Но ещё в XIX веке это была страшная болезнь, вносившая существенный вклад в безрадостную статистику смертности, в том числе детской.
Екатерина, как сама императрица писала в дневниках и личной переписке, панически боялась оспы: «С детства меня приучили к ужасу перед оспою, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас... Весной прошлого года, когда эта болезнь свирепствовала здесь, я бегала из дома в дом... не желая подвергать опасности ни сына, ни себя. Я была так поражена гнусностию подобного положения, что считала слабостию не выйти из него. Мне советовали привить сыну оспу. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя и как ввести оспопрививание, не подавши примера? Я стала изучать предмет... Оставаться всю жизнь в действительной опасности с тысячами людей или предпочесть меньшую опасность, очень непродолжительную, и спасти множество народа? Я думала, что, избирая последнее, я избрала самое верное...»
Это цитата из её письма прусскому королю Фридриху II, которого можно считать главным «антипрививочником» своего времени. Стоит правильно дать определение терминам: в те годы речь шла не о вакцинации, а о процедуре вариоляции: из пустул больного оспой брали заражённую жидкость и вымачивали в ней нить. Затем на коже здорового человека делали надрез и через этот надрез проводили заражённую нить. Таким образом в организм попадал вирус оспы, и именно таким образом английский врач Томас Димсдейл занёс вирус в организм императрицы и её сына Павла.
Димсдейл на тот момент считался одним из ведущих специалистов именно в сфере прививания от оспы, и поэтому его пригласила императрица в Россию. На случай неудачного завершения процедуры возле дворца по личному приказу правительницы дежурила карета, которая должна была вывезти врача из страны.
Но обошлось. Императрица дала начало новой моде: особым шиком считалось получить прививку нитью, которая была пропитана жидкостью из пустул Екатерины. Элитнейшие семьи Российской империи выстроились в очередь к Димсдейлу, который был пожалован титулом барона, статусом лейб-медика, чином действительного статского советника и пожизненной пенсией в 500 фунтов.
Мальчику, у которого и был взят привитый императрице вирус, был пожалован дворянский титул, и его стали называть Александр Данилов Марков-Оспенный. К сожалению, жизнь его сложилась неудачно, но сам факт интересный.
Можно считать, что именно Екатерина II положила начало системе вакцинации в России. В том числе и благодаря её стараниям и личной храбрости вирус оспы сохранился лишь в лабораториях.
Почитать больше: статья в Российской газете и журнале Историк, а также выписанные из источников сведения о Маркове-Оспенном, и труд Томаса Димсдейла «Нынешний способ прививать оспу».
Иллюстрации: портрет Томаса Димсдейла, титульный лист его труда, герб дворянского рода Марковых-Оспенных, лист из метрической книги 1861 года с записью о смерти.
Описание герба: «В золотом поле обнаженная рука с изображением на ней выше локтя зрелою оспиною в природном виде с завороченною около плеча рубашкою проходящая поперек от левыя стороны щита, которая держит перпендикулярно распускающийся красный розовый цветок с зелёным стеблем и листьями. Над щитом стальной шлем, на нём вертикально роза с зелеными стеблем и листьями. Намет справа красный, слева зелёный, подложен золотом.»